Сибирские огни, 1982, № 8
не та, что родила, а та, что вырастила. Мно го завелось у нас «матерей» всяческих начи наний, уклоняющихся от их терпеливого вживания. Лучше бы поменьше, да пона дежней, похозяйственнее. Не пора ли довериться хозяину дела? Не пора ли возвеличить его в нашей современ ной литературе! Не пора ли посмотреть ины ми глазами на столь скомпрометированного героя. На того, кто во всех случаях жиз ни — предпочитает строить. Тем более он есть и в жизни сегодняш ней — этот герой. Есть и в литературе. Интереснее, чем главный герой повести А. Кривоносова «По поздней дороге», мне показался вроде бы проходной персонаж — Егор Угров, председатель колхоза, без суе ты, без суматохи, но крепко, по-хозяйски за ворачивающий своим колхозом, не просто воспроизводящий, но год от года увеличи вающий и доходы каждого колхозника, и размеры хозяйства. Человек, знающий свое дело и делающий его с ответственностью. Строитель. Назовем мы это социалистическим фер мерством, еще как-нибудь — так ли важны слова? Важны понятия. Важно то, что предлагает Парфен Калин- кин в романе «Годы без войны» А. Анань ева — дать земле хозяина. А суть идеи Парфена Калиякина — заста вить работать каждого Геху-маза на общее дело, ибо лишь при этом он и сам вроде как не в обиде будет. Не будем забывать — все, ЧТО эти Гехи строят, строится, и строится крепко. Если так по всей России строится, не лучше ли обернуть это на наше общее дело — общее строительство. Вспомним, Ивану Африкановичу было не до строитель ства. И у Михаила Пряслина дом развалил ся. И не поставят новый ни Виктор Нете сов — «машинный человек», ни еще менее нужный сегодня человек, муж Евдокии-ве- ликомученицы, который, вроде бы интересу ясь делами всей страны, не замечает забот родного Пекашина, а потому и заваливает все — от коммуны до собственного до мишка. А Геха-маз поставит. Только как сделать, чтобы он не себе лишь дома ставил? Вот в чем сегодня загвоздка. Разбудить в каж дом чувство хозяина, не доводя его до чув ства хозяйчика,— об этом болит голова у Егора Угрова, Парфена Калиякина, Дмит рия Воронина, героя романа Виталия Мас лова «Круговая порука». «Ненавижу тех, кто зорил Родину раньше, а тех, кто сейчас зорить пытается,— еще больше ненавижу! Самим нам надо за Ро дину стать свою! Не на что надеяться! Толь ко мы. Родина наша! А мы с вами — ее! Все! Круг! Круговая порука у нас с Роди ной!» — говорит Дмитрий Воронин школь никам, сам удивляясь уверенности и убеди тельности своей речи. Успех дела всегда зависит от усилий, вкладываемых в это дело. Под лежачий камень вода не течет и ныне. Чем большая задача, тем больше усилий требуется. Что противопоставляют сегодня в лите ратуре хищничеству двуногих, миру хлопо- будов и манкуртов, миру мнимых дел и мнимых достижений? Иные из героев . предпочитают позицию активного отстранения от чуждого им мира. При всем том хорошем, что заложено в по добном герое, он не видит возможности для активной борьбы. Он просто не знает порой, как бороться. Он — заведомый аутсайдер. Каждая эпоха выдвигает свой тип — наибо лее жизнеспособный. Меняется не столько народ, сколько основной направляющий тип его. В каждой же эпохе — свои аутсайде ры, отказывающиеся от борьбы, расколотые психологически. Таким аутсайдером являет ся художник Васильев из романа Ю. Бонда рева «Выбор». Душно, тесно и темно в мире Васильева, хочется выйти на улицу и по дышать свежим воздухом, уйти от вроде бы значительных, но пустых разговоров, зате ваемых в его мастерской. Герои эти отстраняются, отворачиваются. Это пассивное сопротивление «новой аристо кратии» из сферы потребления. Признаем —- это тоже борьба. Ведь общество потребите лей в абсолютном большинстве своем творчески несостоятельно, оно паразитирует на творчестве тех, кого им удалось приру чить, купить, запугать. С потребителями не так легко бороться. Ведь это не заокеанские вредители, а твои соседи, твои сослуживцы, бывает, и твои начальники. В атмосфере взаимной амнистии друг друга легко пока заться выскочкой, испортить отношения с окружающими, заработать репутацию скан далиста. Не отсюда ли считается неудоб ным для части критики нашей говорить об активности героя? Пассивность для них ста ла признаком хорошего тона. Активного героя оставили для газетных полос и трибун. Бывает, что активность несет зло и разуше- ние, говорят подобные критики-аутсайдеры. Но неужели так легко спутать нетворче скую, потребительскую активность хлопота- телей или хлопачей о своем будущем и активность творца, строителя, хозяина дела? Герой в заметной части нашей журналь ной прозы измельчал, опошлился. Где при чины этого измельчения героя? Искать их в литературе — глупо, ибо сама литература — часть жизни народной. Замечается какая-то усталость в самом поиске активного героя. А искать надо — искать неизрасходованную свежесть, искать те силы, которые вольют в литературу новое напряженное сосредото чение народного духа. Писатели —- всегда всплески волн общественного развития. Что сокрыто в народе, то открывается писате лем. Но и писателю нужен сухой порох об щенародного, национального духа. Встревоженные писатели во все века обоз начали прежде всего встревоженную со весть народную. Конечно, всегда надо учи тывать писательскую субъективность. Но что делать, талантливое всегда неодномерно, всегда вызывает споры. Талант и талантоподобие. У таланта — всегда своя концепция мира, свое видение предмета. У талантопоДобия концепция обычно берется напрокат, одежды пухлых романов шьются по готовым меркам, ваго ны сюжета катятся по готовым, проложен ным рельсам. И как бы ни хороши были вагоны, как.ни приятна для нашего глаза отделка, но катятся эти вагоны по кругу, как белка в колесе, ибо у шаблона, у та- лантоподобия нет движения ни вперед, ни назад. Оно спокойнее, бесспорнее, но застой 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2