Сибирские огни, 1982, № 8
легко отказывается от трудного звания хо зяина, якобы во имя других людей. Тем и опасна фигура одного из героев книги В. Шугаева «Учителя и сверстники», что он символизирует открывшиеся воз можности «новой профессии»: быть на ви ду, представительствовать, быть «общест венным человеком», забывая при этом самое малое — кровное дело свое. Сегодня нужен работник, хозяин на земле, сегодня не ме шает вспомнить, что любой человек, любой литературный герой должен иметь профес сию, знать свое ремесло. Сумма этих про фессий, какой бы скромной любая из них ни была, сумма малых дел, у каждого из которых должен быть свой истовый служи тель, и составляют то большое общее ДЕ ЛО, которым всегда держалось и держится государство и которое не заменишь никакой суетой, никакой гласностью. Искатель гла сности или служитель — вот как сегодня ставится вопрос обществом. Хозяин земли, хозяин слова, хозяин де- — где он сегодня? Иные из литераторов отворачиваются от него, не замечают, а то и выносят ему приговор за «консерватизм», за скупость и чуть ли не за кулацкие за машки, путая эти понятия с бережливостью, рачительностью, умением вести дело эко номно. Да, в Октябре 1917 года мы стали хозяевами богатейшей страны. Но не пора ли прийти в себя, не пора ли нашей экономике стать экономной, не пора ли признать ко нечность самых бесконечных богатств на ших, а потому доверять больше хозяину дела, а не моту? Да, от него, от хозяина, всегда беспокойство, ибо любой хозяин не может быть ординарным, дело всегда требу ет инициативы, самостоятельности, риска. Но надо вовремя увидеть — кого же и сего дня тянет к земле, кому она дорога. Вот Семен Табакеев из повести Евгения Гущина «По исходной цене», вот Федор Понтонер из повести Владимира Личутияа «Бабушки и дядюшки», вот Геха-маз из повести Федора Абрамова «Мамониха» — что и говорить, персонажи малопривлека тельные. И я, так же, как писатели, не при нимаю их идеологии мелкого «хозяйчика», их «подсебягребения», их умелого использо вания в своих целях наших общих слабых мест. Но не забудем — они строят, а не разру шают. Уедет Геха-маз из Мамонихи, она вовсе сорной травой зарастет. Об этом и говорит сам Геха в споре Клавдию Сытину: «Во-во. Ты двадцать лет не был, и другой двадцать, да третий... Дак какая же тут жизнь будет? Критиковать-то вы мастера. Ездит вашего брата каждое лето. Ах-ох, то худо, это худо... Геха-маз Мамониху загу бил... Да ежели хочешь знать, дак только на Гехе-мазе тут жизнь и держится». Уезжает ни с чем Клавдий Сытин. Отка зывается от строительства герой повести Г. Емельянова «В огороде баня», посмеи ваются над Матвеем Макаркиным, упорно остающимся в деревне, его бывшие земляки в повести А. Кривоносова «По поздней до роге». В рассказах С. Пестунова «Чужакі, В. Степанова «По одной земле», в повестях Г. Емельянова «В огороде баня», В. Колы- халова «Сверчок», Е. Гущина «По сходной цене» главным героем, или одним из глав ных, становится новоявленный кулак-нако питель. Вот один из них—Василий Кузьмич, герой рассказа В. Степанова. Да, он труже ник, каких поискать, но движет им одно—со здание своего крепкого хозяйства. Автор с неприязнью следит за своим героем, раскры вает стяжательскую подоплеку всех его действий. Не замечая даже сомнительных противоречий. Вот он пишет, как герой, ра ботая механиком в таксопарке, детали со списанных машин, предназначенные в метал лолом или просто валяющиеся на заводской свалке, подвергает ревизии, отбирает год ные. Заведующий ворчит: «...С твоей береж ливостью я и план по металлолому коту под хвост». Обратим внимание — использует эти де тали герой часто в личных целях. Но заост рим вопрос: а что сегодня хуже, что прева лирует из недостатков — расхристанная «широта души», когда чуть что, сразу в утиль, мол, мы богатые; бесхозяйственность, граничащая с преступлением, или бережли вость, пусть даже себе на пользу? Мне этот герой Степанова тоже не сим патичен. Скряга, скопидом, всем обликом напоминающий кулака тридцатых годов, мироеда. Но случайно ли то, что сегодня проявле ние чувства хозяина в прозе о деревне, как правило, привилегия отрицательных героев? В повести Г. Емельянова «В огороде ба ня» деревенские жители живут одной ЛІИШЬ мыслью — чем бы поживиться. Они все что-то расширяют, пристраивают — одним словом, живут себе не в убыток. Где с ни ми тягаться «чистой душе» — городскому учителю, решившему для друзей построить баньку? Его, как и Клавдия Сытина из по вести Ф. Абрамова, обложили со всех сто рон. Но что это такое — чувство хозяина? Неужели оно всегда сопутствует лишь то му, кто — во имя своего живота, и незна комо тому, кто — во имя народа, во имя государства своего? Не только хозяина на земле не хотят ви деть иные литераторы, но и хозяина дела, хозяина вроизводства. Случайно ли (что точно уловил в полемике с моей статьей о прозе А. Проханова А. Никульков) образ руководителя стройки, хозяина дела, транс формировался в нашей литературе от Кури лова из «Дороги на океан» Л. Леонова до Вальгана из «Битвы в пути» Г. Николаевой? А последователей у Г. Николаевой было — пруд пруди. И вырастал в их сочинениях все тот же консерватор, на смену которому «к счастью шел «человек со стороны». «Человек со стороны», возможно, был и неплохим специалистом, но он лишен начи сто чувства хозяина, а вместе с ним и чувст ва ответственности. Он знал — не получится здесь, начну где-нибудь в другом месте. Не в Тамбове, так во Владивостоке. Сколько хороших начинаний было на моей памяти загублено на родном мне Севере, в Петро заводске и Архангельске, таким «человеком со стороны», кем бы он ни был, какие бы высокие мотивы им ни управляли! Только заложат, к примеру, одну новую традицию, объявят один отличный почин, глядишь — инициатора и выдвинут с повышением куда- нибудь в другой город, в другой район. А у нового специалиста — новые почины, новые традиция. И самые хорошие начина ния прерываются. Вспоминается — мать 153
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2