Сибирские огни, 1982, № 8
КРИТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Владимир Бондаренко ИЩУ ГЕРОЯ! Литература никогда не стоит на месте. Движение прозы несомненно. Как не заме тить взлета грузинского романа: Отар Чи- ладзе, Чабуа Амирэджнби, Нодар Думбад- зе — эта троица украсила бы любую литературу мира. Да и в русском романе только за последний год появились «Выбор» Юрия Бондарева, «Память» Владимира Чивилихина, «Бремя власти» Дмитрия Ба лашова, «Драчуны» Михаила Алексеева, «Вечный город» Александра Проханова. Роман, вместо того, чтобы отмирать, как предрекали некоторые литературоведы, по бедно шагает по всему миру. Правда, это уже несколько другой роман. С расшатан ными жанровыми канонами. Хотя в России XIX века он тоже писался далеко не всегда по правилам. Вот и сегодня: то воедино сводятся все времена — будущее, настоящее, прошлое, то замечается пристрастие к документу, но в странном сочетании его с явной фантасма горией, гротеском, условностью, такое мы видим и в «Альтисте Данилове» В. Орлова, и в «Вечном городе» А. Проханова, и в «Фармазоне» В. Личутина. Движение формы в нашей прозе несом ненно. И все-таки открытие в литературе приходи? с героем. Каждый раз с новым. Определяющим характер эпохи. Собственно, вся великая литература прошлого — это прежде всего движение героя... По ним мы узнаем минувшее. Евгений Онегин, Чацкий, Хлестаков, Анна Каренина, Раскольников, Григорий Мелехов, профес сор Вихров, Василий Теркин... Заметить характер, определяющий ту или иную эпоху, дано, однако, не каждому. Чем объясняется, к примеру, значимость образа Ивана Африкановича из «Привычно го дела» Василия Белова? Тем, что именно благодаря таким, как он, в самые тяжелые годы выстояла наша стра на. Лучший ли это из лучших? Не думаю. Но в то время, в тот период он оказался 152 определяющим типом. В повести нет ни по- настоящему крупных событий, ни значитель ных героев. Так — работа по привычному крестьянскому кругу, радости, опять же привычные крестьянские. Но в повести есть то типическое, что существенно для .понима ния целой эпохи. «Рядовой» колхозник, трудом согбенный Иван Африканович — один из тех, кто на своих плечах вынес и суровую, беспощад ную войну, и трудности восстановления, и послевоенный голод. Какой сегодня из Ива на Африкановича пример для подражания? Уж слишком много в нем покорности — обстоятельствам, начальству, судьбе. Но лишь его да Михаила Пряслина назвал бы я среди характеров, говорящих и нам, и бу дущему о послевоенной деревне. Настоящий художник правдив. И вот уже сломался Михаил Пряслин в «Доме» Ф. Аб рамова, пришел на смену Ивану Африкано- вичу Костя Зорин в прозе В. Белова. Иное время на дворе. Нет ничего, что раз и навсегда На свете было б выражено словом, Все, как в любви, для нас предстанет новым, Когда настанет наша череда. Так писал А. Твардовский. В чем же наша череда? Есть ли движение героя в совре менной прозе? Если можно так выразиться, Иван Афри канович В. Белова, старухи В. Распутина, Буранный Едигей Ч. Айтматова — бойцы в обороне. Страна выстояла. Народ выжил. Пора идти в наступление. Пора строить и обживать новое. Пора разогнуться и вои стину почувствовать себя хозяином в род ном краю. Зреет новый тип героя. И в жизни, и в литературе'. Социальная активность у него проявляется по-иному. Через диалектическое отрицание предыдущей активности. Герой сегодня ищет дела, хочет быть хозяином его, антигерой бежит от дела,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2