Сибирские огни, 1982, № 8
И совсем по-другому рассуждает человек, вышедший из тайги, проведший в ней дол гое время, а то и всю жизнь. И совсем ины ми предстают его воображению эти высокие стройные белоопорные виадуки, и другое мнение он имеет о промышленности, уровце развития производства и техники. Я слы шал однажды у себя дома, в электричке, как один деревенский старик, когда наш по езд подъезжал к городским окраинам и ехал мимо каких-то заброшенных, потрескавших ся железобетонных конструкций, сквозь ко торые уже проросли кусты и трава, сказал: «Как быстро все-таки природа _ подавляет искусство»,— имея, видимо, в виду «цивили зацию». И это была его точка зрения, точка зрения, противоположная общепринятой, со всем отличная от точек зрения тех, кто, жа лея и сокрушаясь, смотрит на природу с са молета или думает о ней, сидя в городской квартире. И чтобы понять ее, эту точку зрения, уй дите в тайгу. А потом выйдите из нее и взгляните на виадук. В Февральске, в Федькином Ключе, в Зей- ске, Солони и на всех остальных строящих ся станциях очень много молодежи. И не говоря уже о солдатах, много молодых строителей Ургалбамтрасстроя. Много мо лодежи и в шефских организациях (на БАМе так заведено, что почти все станции отданы для строительства областям РСФСР или союзным республикам — Литва, Кабар дино-Балкария, Ленинград, Ростов, Новоси бирск...). Молодежь уже там освоилась. И вот я написал «уже освоилась», вопреки нашим вопросам, которые мы себе задаем: зачем они здесь, почему, ради чего? — Они просто живут. Картошку садят, кроватки детские откуда-то привозят, смотришь, из моторной лодки ее достает, заняты поисками земли для огорода — в общем, прижились здесь. А ведь так я ответил себе для облегчения, для простоты, ведь это еще не все. Как часто мы говорим, что есть реализм и только, как часто стараемся свести все к рационализму, объяснить абсолютно всю жизнь материальными и естественными, на уровне желания счастья, причинами. Стара емся убедить себя и всех, что э т о г о , другого, нет. Смеемся над э т им , снисходи тельно к нему относимся, безоговорочно уве ренные, что в основе всего — желания впол не конкретные, «земные», а все рассужде ния о вещах, находящихся за границами наших чувств, нашего разума — все это «трансцендентное». Но э т о тем не менее есть. И есть в каж дом из нас. Даже, когда мы над этим сме емся. И ведь когда мы смеемся, мы смеемся и сами над собой, в момент насмешки нас не оставляет это чувство. Просто мы стара емся не обращать на него внимания. То безымянное душевное состояние, кото рое всегда томило нас своей бесконечной непостижимостью, которое не связано ни с чем материальным, эгоистическим, востор женное состояние, экстатический акт добра, отказ, жертва. Приобщенность к коллективу, к своему обществу, городу, стране. Чувство родства со всеми и желание быть нужным всем. Вот, скажем, в Новый год возвращаешь ся уже утром домой. И на улице, хотя уже часов двенадцать, прохожих мало. Редко 150 кто попадается на пути. Все еще спят. Все так понятно: встречали Новый год все. «С Новым годом!» — говоришь первому встречному. И такое радостное чувство, ког да желаешь спокойного сна всем остальным людям. И как одна семья. Или донорство... Когда вы сдаете кровь безвозмездно, со своими сотрудниками по работе, с однокашниками, в группе, в клас се, в отделе, и когда с самого утра у всех экзальтированное состояние. Когда не эго изм, а отдача, бескорыстие. Поступок. Жерт ва. И это тебя окрыляет. А когда еще со всеми вместе -—это вообще божественное ощущение: мы все нужны... Или студенты... Вы были студентами? Сколько подчас отрешенческого содержится в студенческой жизни. Сколько красивого понимания слов жертва, благородство. Как многовесно, многообъемно это последнее слово, как много места оно занимало в жиз ни. А сама интонация, с которой произноси лось это слово в школьные годы... А мы, реалисты, рационалисты, стараемся объяснить все материальными причинами, заявляя, что все иное — идеалистическая чушь. Что все равно сюда едут либо за деньгами, либо за машиной, либо чтобы вы годно устроиться в жизни и что-то через это получить. А вот девушки. Зачем едут девушки?.. Чтобы выйти замуж? А зачем едут краси вые девушки и работают по 18 часов в сут ки в экспедициях? Зачем? Зачем ищут ме сто, где люди, подвезя на машине, от денег отказываются, где при приеме в институт о взятках и понятия не имеют... Девушки во обще восторженнее, по ним легче э т о пред ставить, они ловят, чутко чувствуют момент. И едут. Их не берут, девушки меньше нуж ны, а они едут, и не в Тынду, где уже тоже больше цивилизации, а в Зейск, Февральск, Федькин Ключ... Этот душевный подъем! Это воодушевление молодости! И именно в таких высокопарных словах оно и выража ется: «Страна ждет», «стране нужно», «весь твой народ!». И в такой ситуации уместны слова мальчика из Усть-Кута, у которого я попросил принести мне кружку воды напить ся: «Дядя, вы на БАМ?.. И я тоже скоро...» А самому нет и семи... А мы объясняем все это состояние: да они просто молоды, у них нет семьи!.. Такое уж у нас свойство, чуть повзрослели — сразу ругать и поносить те игрушки, кото рые были в юности и в детстве. Чистые иг рушки. А ведь они были, и как серьезно мы относились к ним.. И начинаем стесняться того, что было с нами в прошлом, презри тельно относимся ко всему, оставленному по зади, забывая, что в свое время это был для нас целый мир. И снисходительно заяв ляем: они —желторотые, они еще не пони мают, не знают еще что к чему — у них нет семьи. Подождите, вот женитесь, выйдете замуж, и все пройдет. Почему-то (да, вооб- ще-то, ясно почему, потому что у самих так) считая, что э т о должно пройти. Но если это уже отсутствует у нас, то вовсе не зна чит, что оно должно исчезнуть. Нет, это существует и играет в жизни общества су щественную и ничем не заменимую роль. За Амгунью пошли уже совсем низкие сопки и стали делаться все ниже, появились
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2