Сибирские огни, 1982, № 8
полуприцепом-то больше никого нету... Дальние рейсы, правда. Жена ругается. Я иногда,— когда сильно устанешь — гово рю: все, неделю на ремонте сижу, побуду дома. Жена только обрадуется, а я на дру гой день в гараж приду — срочно надо ехать, и в ночь выезжаю. Жена!.. А зимой... Один раз 18 километров до дома остава лось, и я ехал 15 часов. Пурга, сам себе ко лею пробиваешь. Приедешь, думаешь: все, бросаю «Маз» и эти дальние рейсы. А в ба ню сходишь, наутро проснешься — и опять едешь. Восточный участок БАМа Восточный участок магистрали строится воинами, - солдатами железнодорожных войск. И тут совершенно иная картина, дру гой стиль работы. Да и иначе и не может быть, здесь работают, собственно, не на зар плате, не на материальной заинтересованно сти, здесь присяга и все связанное с ней. И соответственно пропаганда иного плана и лозунги иные: Мы служим Родине. Мы строим БАМ. Повышай боевую готовность. БАМ — твое поле боя. Характерная черта Восточного БАМа, хо тя и здесь были такие же дожди и все за лило, хотя мосты строят не только военные, но и гражданские: мосты здесь везде впере ди. Того недостатка Западного и Централь ного участков, который называется «мосты держат», тут практически нет. Опоры мос тов, даже и мосты готовые, с пролетами, торчат там, где еще и насыпь не отсыпана. Трудно сказать, от чего это происходит, может быть, от заразительного влияния ар мейской обязательности и дисциплины,— не берусь судить. Но тем не менее, с мостами здесь проблемы не существует. Пассажирское движение от Тынды в вос точном направлении осуществляется до 162-го километра, до станции Дипкун, 1889 км от Усть-Кута. На всем протяжении этого отрезка сопки становятся все более низкими. Очень угнетенная тайга, в основ ном лиственница, и та по сопкам. А на ма рях лиственница почти голая, и все так за болочено, что даже берега ручьев не дренируются, вода течет не в русле, а на верху. На берегу — болото, не найдешь су хого места, даже палатку негде поставить. За Дипкуном стоит у дороги монумент: огромный, выше человеческого роста, про филь рельса на постаменте, и на нем «Слава воинам-путейцам!». За Дипкуном сопки на чинаются побольше, и дорога усложняется. То выемка, там где выбирается углубление в сопке, то виадук, часто после этой же вы емки. Рельеф почти не меняется, так и идут сопки, распадки, то выемка, то мост. На 280-м километре, где самая большая выем ка, в память о ней на высоком железобетон ном шпиле воздвигнут экскаваторный ковш. Здесь чувствуется в пропагандистской ра боте выдумка, на подобные вещи приятно смотреть. И когда видишь, что агитация не для отчета, не для проформы, не для галоч ки, а с желанием, с творчеством, то она и воздействует, она воодушевляет. «Место подвига — БАМ. Время подвига — наше время!» Не в пример тому, где лозунгов много, и они бездарны и сухи. На 286-м километре стоял путеукладчик, укладывалось железнодорожное полотно. Я уже говорил, что хорошо было бы на блюдать, как в кино, идеальный вариант последовательности: мостостроители, на сыпь, верхнее строение путей, балансировка. Но вот здесь, на Восточном участке, все это более или менее сгруппировано, приближав ется к «киноварианту». Тут отчетливо чув ствуется: вперед! Ощущается наступатель ное движение полотна на тайгу. Нигде я не видел столько техники в одном месте. Какое движение! И карьеры, и мосты достраивают, и выемки, и машины грунт перевозят, и экскаваторы копают, и буль дозеры роют. И поливальные машины доро гу увлажняют, чтобы не стояла завесой пыль. И грейдеры — наконец, грейдеры на дороге я увидел — ровняют её. И все это тесно, на протяжении километров трех-пяти. И людей множество: и солдаты, и граждан ские. У моста 288-го километра даже два лагеря рядом, дислоцированы два воинских подразделения, мостовиков — с одной сторо ны и монтеров пути — с другой. Все рядом. До самой Зеи торчат среди мари уже го товые опоры мостов. И насыпь участками. На 327-м километре паром через Зею — на стоящая паромная переправа. Только в ар мии может быть такая, и только в армии она может быть так хорошо налажена. Через Зею самый большой после Амур ского мост по БАМу. В 42 метра высотой и длиной более километра. Он уже почти го тов, осталось из восьми пролетов положить только два. За Зейском уже идет опять лишь автомо бильная дорога. Она идет по абсолютно ров ной, заболоченной местности, по Верхнезей ской равнине, и сопок уже не видно совсем. Они появляются только в Ижаку (436 км от Тынды), но здесь начинает пропадать до рога, и до самого Меунчика (615-й км) она отсыпана только местами. Бездорожья здесь осталось в общей сложности километров во семьдесят. Как я перебрался через неосво енный участок, я не буду говорить. В конце концов, здесь все же военный участок БАМа, и должна же соблюдаться какая-то тайна. За Федькиным Ключом (757-й км) пошла «железка» и один за другим виадуки и мос ты. Виадуки высотой чуть ли не под восемь десят метров. И какие это красавцы!.. Вот железная дорога, когда ее увидишь, выйдя из безлюдной местности, где ты пропадал долгое время и неожиданно на нее наткнул ся, производит еще не такое впечатление, как эти красивейшие, сложнейшие — среди безлюдной тайги и дикой природы, где ни чего больше нет — сооружения через каньо ны, представляющие собой порождения че ловеческой фантазии, герия и труда. Мы часто рассуждаем о том, что техника, промышленность, высокий уровень произ водства губят, отравляют, уродуют приро ду, нарушают ее гармонию, вносят диссо нанс в ее красоту. Превозносим природу дикую, нетронутую — да я и сам такой,— сокрушаемся об исчезновении глухих мест, первозданности. Но это слова и рассужде ния в основном только городских людей. 149
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2