Сибирские огни, 1982, № 8

полуприцепом-то больше никого нету... Дальние рейсы, правда. Жена ругается. Я иногда,— когда сильно устанешь — гово­ рю: все, неделю на ремонте сижу, побуду дома. Жена только обрадуется, а я на дру­ гой день в гараж приду — срочно надо ехать, и в ночь выезжаю. Жена!.. А зимой... Один раз 18 километров до дома остава­ лось, и я ехал 15 часов. Пурга, сам себе ко­ лею пробиваешь. Приедешь, думаешь: все, бросаю «Маз» и эти дальние рейсы. А в ба­ ню сходишь, наутро проснешься — и опять едешь. Восточный участок БАМа Восточный участок магистрали строится воинами, - солдатами железнодорожных войск. И тут совершенно иная картина, дру­ гой стиль работы. Да и иначе и не может быть, здесь работают, собственно, не на зар­ плате, не на материальной заинтересованно­ сти, здесь присяга и все связанное с ней. И соответственно пропаганда иного плана и лозунги иные: Мы служим Родине. Мы строим БАМ. Повышай боевую готовность. БАМ — твое поле боя. Характерная черта Восточного БАМа, хо­ тя и здесь были такие же дожди и все за­ лило, хотя мосты строят не только военные, но и гражданские: мосты здесь везде впере­ ди. Того недостатка Западного и Централь­ ного участков, который называется «мосты держат», тут практически нет. Опоры мос­ тов, даже и мосты готовые, с пролетами, торчат там, где еще и насыпь не отсыпана. Трудно сказать, от чего это происходит, может быть, от заразительного влияния ар­ мейской обязательности и дисциплины,— не берусь судить. Но тем не менее, с мостами здесь проблемы не существует. Пассажирское движение от Тынды в вос­ точном направлении осуществляется до 162-го километра, до станции Дипкун, 1889 км от Усть-Кута. На всем протяжении этого отрезка сопки становятся все более низкими. Очень угнетенная тайга, в основ­ ном лиственница, и та по сопкам. А на ма­ рях лиственница почти голая, и все так за­ болочено, что даже берега ручьев не дренируются, вода течет не в русле, а на­ верху. На берегу — болото, не найдешь су­ хого места, даже палатку негде поставить. За Дипкуном стоит у дороги монумент: огромный, выше человеческого роста, про­ филь рельса на постаменте, и на нем «Слава воинам-путейцам!». За Дипкуном сопки на­ чинаются побольше, и дорога усложняется. То выемка, там где выбирается углубление в сопке, то виадук, часто после этой же вы­ емки. Рельеф почти не меняется, так и идут сопки, распадки, то выемка, то мост. На 280-м километре, где самая большая выем­ ка, в память о ней на высоком железобетон­ ном шпиле воздвигнут экскаваторный ковш. Здесь чувствуется в пропагандистской ра­ боте выдумка, на подобные вещи приятно смотреть. И когда видишь, что агитация не для отчета, не для проформы, не для галоч­ ки, а с желанием, с творчеством, то она и воздействует, она воодушевляет. «Место подвига — БАМ. Время подвига — наше время!» Не в пример тому, где лозунгов много, и они бездарны и сухи. На 286-м километре стоял путеукладчик, укладывалось железнодорожное полотно. Я уже говорил, что хорошо было бы на­ блюдать, как в кино, идеальный вариант последовательности: мостостроители, на­ сыпь, верхнее строение путей, балансировка. Но вот здесь, на Восточном участке, все это более или менее сгруппировано, приближав ется к «киноварианту». Тут отчетливо чув­ ствуется: вперед! Ощущается наступатель­ ное движение полотна на тайгу. Нигде я не видел столько техники в одном месте. Какое движение! И карьеры, и мосты достраивают, и выемки, и машины грунт перевозят, и экскаваторы копают, и буль­ дозеры роют. И поливальные машины доро­ гу увлажняют, чтобы не стояла завесой пыль. И грейдеры — наконец, грейдеры на дороге я увидел — ровняют её. И все это тесно, на протяжении километров трех-пяти. И людей множество: и солдаты, и граждан­ ские. У моста 288-го километра даже два лагеря рядом, дислоцированы два воинских подразделения, мостовиков — с одной сторо­ ны и монтеров пути — с другой. Все рядом. До самой Зеи торчат среди мари уже го­ товые опоры мостов. И насыпь участками. На 327-м километре паром через Зею — на­ стоящая паромная переправа. Только в ар­ мии может быть такая, и только в армии она может быть так хорошо налажена. Через Зею самый большой после Амур­ ского мост по БАМу. В 42 метра высотой и длиной более километра. Он уже почти го­ тов, осталось из восьми пролетов положить только два. За Зейском уже идет опять лишь автомо­ бильная дорога. Она идет по абсолютно ров­ ной, заболоченной местности, по Верхнезей­ ской равнине, и сопок уже не видно совсем. Они появляются только в Ижаку (436 км от Тынды), но здесь начинает пропадать до­ рога, и до самого Меунчика (615-й км) она отсыпана только местами. Бездорожья здесь осталось в общей сложности километров во­ семьдесят. Как я перебрался через неосво­ енный участок, я не буду говорить. В конце концов, здесь все же военный участок БАМа, и должна же соблюдаться какая-то тайна. За Федькиным Ключом (757-й км) пошла «железка» и один за другим виадуки и мос­ ты. Виадуки высотой чуть ли не под восемь­ десят метров. И какие это красавцы!.. Вот железная дорога, когда ее увидишь, выйдя из безлюдной местности, где ты пропадал долгое время и неожиданно на нее наткнул­ ся, производит еще не такое впечатление, как эти красивейшие, сложнейшие — среди безлюдной тайги и дикой природы, где ни­ чего больше нет — сооружения через каньо­ ны, представляющие собой порождения че­ ловеческой фантазии, герия и труда. Мы часто рассуждаем о том, что техника, промышленность, высокий уровень произ­ водства губят, отравляют, уродуют приро­ ду, нарушают ее гармонию, вносят диссо­ нанс в ее красоту. Превозносим природу дикую, нетронутую — да я и сам такой,— сокрушаемся об исчезновении глухих мест, первозданности. Но это слова и рассужде­ ния в основном только городских людей. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2