Сибирские огни, 1982, № 8

эать, прежде чем путеукладчикам положить рельсы, нужна дорогу с д е л а т ь , рельсы — это уже завершение. Но вся слава достаёт­ ся им. И вот поэтому здесь больше какой-то не­ доступности. Вот и попутную никак поймать не могу. Он, шофер, только посмотрит на тебя и даже рукой не махнет, не постарает­ ся объяснить, а то и вообще сделает вид, что не замечает... Впрочем, не их это вина. Тут, машин много, и любой знает, что он не последний встретился у тебя на пути. А по- настоящему, останови его, и он тебе все сделает. Когда «Зилок», с которым я, все- таки остановив его, добирался до Чильчи, застрял в грязи, его выдернули сразу, и бен­ зина шофер автобуса дал ведро, хотя и вор­ чал, что самому может не хватить. И разго­ ворились. Сойдись поближе с этими «над­ менными», и они тоже тебе во всем помогут, и покажут все, и в общежитие уведут, что­ бы найти место, где тебе переночевать. Всегда и в этом «испорченном» цивилиза­ цией общежитии найдется такое бытие, объ­ ект приложения усилий, такие обстоятель­ ства, при которых человек будет постоянно красив. При любом уровне цивилизации есть всег­ да моменты, требующие проявления самых лучших человеческих качеств. Повторилось и настроение. Появились не­ довольные. Чем дальше от передовых отря­ дов,— где все-таки преобладает молчаливая работа, нет лишних слов,— больше стано­ вится ворчанья, критики, перерастающей в большие обобщения, и даже какого-то нытья. Вот я еду с шофером, слушаю, как он ворчит, что третий месяц через малень­ кую речонку в пяти километрах от Олекмы не могут мост поправить, приходится ехать вброд. Когда наш «Урал» переезжал ее, то было не то, что по радиатор, а по капот, да­ же ветровое стекло залило, а на выезде стоял «Краз» с разобранным двигателем, со снятым картером и головкой блока,— когда вода попадает в воздухофильтр дизелей, двигатель серьезно выходит из строя. Слу­ шаю, как другой ругает вообще все здешние автомобильные дороги и нашу укоренившу­ юся традицию не следить за подъездными путями и бросать всю технику вперед, где делается главное дело, а подъездные пути абы как. А дорога в самом деле жуткая. Пешком идешь, и то ищешь место куда ногу поставить, чтобы в яму не попасть. А како­ во машинам... А на переправе через Олекму, которая уже не работала десятый день и где нако­ пилось с обеих сторон несколько сотен ма­ шин, шоферы, обросшие и обозленные, вооб­ ще писали письмо в горком партии, подсчи­ тывая убытки от простоев, имея большие претензии к начальству и требуя от него, чтобы оно решало и предусматривало все. И для них не оправдание, что оказалось та­ кое непредвиденное дождливое лето, что всю Бурятию и Восток затопило, что у до­ рожников и мостовиков работы и так уйма, что на переправе неожиданно катер сло­ мался, а с переправы через Нюкжу подняв­ шейся водой паром унесло. И не убедишь их тем, что во всем свои трудности, сложно­ сти, тем, что, например, в Хабаровском крае вообще наводнение, тайфун был, непредуга­ дываемое стихийное бедствие. Но они стоят на своем. И кто знает, может быть, они и правы, ведь исходят они из простого: гре­ мим на всю страну, а какую-то ерундовую переправу сделать не можем!.. И вот из таких разговоров, из такой де­ ловой ругани и рождаются утрированные обвинительные речи: — Расшумелись, растрезвонились, что есть автомобильная дорога до Чары, а ведь нет моста через Нюкжу. Где, какая дорога?.. А люди уже подхватили. Потом, в прин­ ципе, кое-что и наладили, и паромчик, и в ночное время автомашины на платформе че­ рез железнодорожный мост перевозят. Но слово уже сказано, и люди его помнят, и идет слух о липе, о показухе, обрастая не­ былицами, преувеличиваясь, превращаясь в якобы огромной важности факт — мост! У злорадства по поводу чьего-то хвастов­ ства язык ох как длинен. И компрометиру­ ется большое дело. А ведь на самом-то деле автомобильная дорога есть, и именно до Ча­ ры, просто нет моста через Нюкжу. И мы все подчас так же подхватываем, используем и судим о деле по мнениям, бы­ тующим по 'краям. Не по тем, что в тайге, впереди, а по тем, что доходят до нас через окраины, посредством слухов. И начинаем рассуждать, сами ничего не видя... От Чильчи до Тынды я ехал в поезде. На железной дороге у меня была встреча с шо­ фером, который хвалил нашу отечественную технику (кстати, который приехал зарабо­ тать на «Жигули»), — «Маз» этот я сам собрал. И вот уже три года езжу. Мне эти «Магирусы» не нужны. Я на «Мазах» работал и знаю, что в хороших да в одних руках, у одного шо­ фера, эта машина отличная. Не хуже их. (И еще в порядке отступления: я обратил внимание, кто на чьей технике ездит, тот ту и хвалит). — Не спорю, «Магирус» машина хоро­ шая. И без капремонта долго ходит... Но народ здесь разный, переходит машина из рук в руки, и гробят ее, конечно. Масла льют разные, несоответствующие. Запчастей нет. Сейчас с запчастями для них очень ту­ го стало. Начали приспосабливать наши запчасти — не идут! А «Краз» в хороших руках, так ведь весь родной, все к нему под­ ходит. И главное еще что... За .эти деньги, что на «Магирус» потрачены, можно три с половиной «Краза» купить. Наш начальник мехколонны в Золотинке в свое время отка­ зался от «Магирусов». Тяжелую технику, «Като», краны, бульдозеры взял, а от «Ма­ гирусов» отказался. И так и работали, и по­ строили Якутский БАМ нашими «Кразами». Когда я приехал, тоже не знал, на что идти. Потом вижу, кабина «Маза» у них валяется, и рама есть, и по документам «Маз-бензовоз» числится. А я на таких ра­ ботал, с полуприцепом. Такая категория ма­ ло у кого есть. Прикидываю, все время в дальних рейсах буду и в пару никого не да­ дут, один, значит, на нем... И взял его. Сде­ лал «Маз» с полуприцепом. Пять месяцев собирал, ездил везде, доставал по частям. Двигатель, правда, новый. И за два с поло­ виной года — ничего, ни одной поломки... Так ведь своя машина! И в одних руках. Все смеялись надо мною, а теперь, когда всех на тариф посадили, я один из всей мех­ колонны езжу в Чару, вожу вагончики —-с 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2