Сибирские огни, 1982, № 8
эать, прежде чем путеукладчикам положить рельсы, нужна дорогу с д е л а т ь , рельсы — это уже завершение. Но вся слава достаёт ся им. И вот поэтому здесь больше какой-то не доступности. Вот и попутную никак поймать не могу. Он, шофер, только посмотрит на тебя и даже рукой не махнет, не постарает ся объяснить, а то и вообще сделает вид, что не замечает... Впрочем, не их это вина. Тут, машин много, и любой знает, что он не последний встретился у тебя на пути. А по- настоящему, останови его, и он тебе все сделает. Когда «Зилок», с которым я, все- таки остановив его, добирался до Чильчи, застрял в грязи, его выдернули сразу, и бен зина шофер автобуса дал ведро, хотя и вор чал, что самому может не хватить. И разго ворились. Сойдись поближе с этими «над менными», и они тоже тебе во всем помогут, и покажут все, и в общежитие уведут, что бы найти место, где тебе переночевать. Всегда и в этом «испорченном» цивилиза цией общежитии найдется такое бытие, объ ект приложения усилий, такие обстоятель ства, при которых человек будет постоянно красив. При любом уровне цивилизации есть всег да моменты, требующие проявления самых лучших человеческих качеств. Повторилось и настроение. Появились не довольные. Чем дальше от передовых отря дов,— где все-таки преобладает молчаливая работа, нет лишних слов,— больше стано вится ворчанья, критики, перерастающей в большие обобщения, и даже какого-то нытья. Вот я еду с шофером, слушаю, как он ворчит, что третий месяц через малень кую речонку в пяти километрах от Олекмы не могут мост поправить, приходится ехать вброд. Когда наш «Урал» переезжал ее, то было не то, что по радиатор, а по капот, да же ветровое стекло залило, а на выезде стоял «Краз» с разобранным двигателем, со снятым картером и головкой блока,— когда вода попадает в воздухофильтр дизелей, двигатель серьезно выходит из строя. Слу шаю, как другой ругает вообще все здешние автомобильные дороги и нашу укоренившу юся традицию не следить за подъездными путями и бросать всю технику вперед, где делается главное дело, а подъездные пути абы как. А дорога в самом деле жуткая. Пешком идешь, и то ищешь место куда ногу поставить, чтобы в яму не попасть. А како во машинам... А на переправе через Олекму, которая уже не работала десятый день и где нако пилось с обеих сторон несколько сотен ма шин, шоферы, обросшие и обозленные, вооб ще писали письмо в горком партии, подсчи тывая убытки от простоев, имея большие претензии к начальству и требуя от него, чтобы оно решало и предусматривало все. И для них не оправдание, что оказалось та кое непредвиденное дождливое лето, что всю Бурятию и Восток затопило, что у до рожников и мостовиков работы и так уйма, что на переправе неожиданно катер сло мался, а с переправы через Нюкжу подняв шейся водой паром унесло. И не убедишь их тем, что во всем свои трудности, сложно сти, тем, что, например, в Хабаровском крае вообще наводнение, тайфун был, непредуга дываемое стихийное бедствие. Но они стоят на своем. И кто знает, может быть, они и правы, ведь исходят они из простого: гре мим на всю страну, а какую-то ерундовую переправу сделать не можем!.. И вот из таких разговоров, из такой де ловой ругани и рождаются утрированные обвинительные речи: — Расшумелись, растрезвонились, что есть автомобильная дорога до Чары, а ведь нет моста через Нюкжу. Где, какая дорога?.. А люди уже подхватили. Потом, в прин ципе, кое-что и наладили, и паромчик, и в ночное время автомашины на платформе че рез железнодорожный мост перевозят. Но слово уже сказано, и люди его помнят, и идет слух о липе, о показухе, обрастая не былицами, преувеличиваясь, превращаясь в якобы огромной важности факт — мост! У злорадства по поводу чьего-то хвастов ства язык ох как длинен. И компрометиру ется большое дело. А ведь на самом-то деле автомобильная дорога есть, и именно до Ча ры, просто нет моста через Нюкжу. И мы все подчас так же подхватываем, используем и судим о деле по мнениям, бы тующим по 'краям. Не по тем, что в тайге, впереди, а по тем, что доходят до нас через окраины, посредством слухов. И начинаем рассуждать, сами ничего не видя... От Чильчи до Тынды я ехал в поезде. На железной дороге у меня была встреча с шо фером, который хвалил нашу отечественную технику (кстати, который приехал зарабо тать на «Жигули»), — «Маз» этот я сам собрал. И вот уже три года езжу. Мне эти «Магирусы» не нужны. Я на «Мазах» работал и знаю, что в хороших да в одних руках, у одного шо фера, эта машина отличная. Не хуже их. (И еще в порядке отступления: я обратил внимание, кто на чьей технике ездит, тот ту и хвалит). — Не спорю, «Магирус» машина хоро шая. И без капремонта долго ходит... Но народ здесь разный, переходит машина из рук в руки, и гробят ее, конечно. Масла льют разные, несоответствующие. Запчастей нет. Сейчас с запчастями для них очень ту го стало. Начали приспосабливать наши запчасти — не идут! А «Краз» в хороших руках, так ведь весь родной, все к нему под ходит. И главное еще что... За .эти деньги, что на «Магирус» потрачены, можно три с половиной «Краза» купить. Наш начальник мехколонны в Золотинке в свое время отка зался от «Магирусов». Тяжелую технику, «Като», краны, бульдозеры взял, а от «Ма гирусов» отказался. И так и работали, и по строили Якутский БАМ нашими «Кразами». Когда я приехал, тоже не знал, на что идти. Потом вижу, кабина «Маза» у них валяется, и рама есть, и по документам «Маз-бензовоз» числится. А я на таких ра ботал, с полуприцепом. Такая категория ма ло у кого есть. Прикидываю, все время в дальних рейсах буду и в пару никого не да дут, один, значит, на нем... И взял его. Сде лал «Маз» с полуприцепом. Пять месяцев собирал, ездил везде, доставал по частям. Двигатель, правда, новый. И за два с поло виной года — ничего, ни одной поломки... Так ведь своя машина! И в одних руках. Все смеялись надо мною, а теперь, когда всех на тариф посадили, я один из всей мех колонны езжу в Чару, вожу вагончики —-с 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2