Сибирские огни, 1982, № 8

ре, молодом, но разросшемся поселке. Появились высоченные, под полсотни мет­ ров, лиственницы и ели, такой же высоты тополя, огромные в два обхвата, растущие вдоль рек, которых не было по ту сторону Станового нагорья, они распространены только к востоку от него. Пошла такая же богатая тайга, когда дрова для костра ис­ кать не надо, а нужно просто брать их, они в виде сухостоя рядом, кругом. Опять вме­ сто мошки появились комары, речки стали прозрачны и чисты, и рыба сменилась,— не муйская щука, карась, плотва, а снова ха­ риус, ленок. И снасти — не поплавок, не спиннинг, а «мушка» с голым крючком. Дорога пошла вниз, преодолев последний перевал через небольшой хребет Удокан, и стала снижаться, приближаясь к уровню Байкала. Местность стала холмистая, из не­ больших сопок, подобная строением поверх­ ности и тайгой той местности, которая была в самом начале, в Усть-Куте... Повторялись в обратном порядке все ландшафты, кото­ рые встречались на том пути. Стало повторяться в обратном порядке и строительство дороги. От Леприндо (1030 км восточнее Усть-Кута) пошла автомобильная дорога. У Чары появилась просека, стояли столбы линии связи, хотя проводов еще не было. Под Хани я увидел отсыпающееся землеполотно, взрывные работы. Верхнее строение путей встретилось на 340-м кило­ метре от Тынды. Кстати, можно сказать, что должная по­ следовательность работ по прокладке же­ лезной дороги такова: Сначала геодезисты размечают просеку. Вместе с изыскателями, геологами, проек­ тантами они намечают самый оптимальный путь. Вытаскивают уровни высот, прост­ реливают тайгу теодолитами, ставят вешки. Потом рубится просека. Потом прокладывается притрассовая ав­ томобильная дорога и одновременно с ней начинает отсыпаться землеполотно. Выбирается мешающий грунт, рвутся ска­ лы, пробиваются тоннели. Строятся мосты. Проводится телефонная связь, строятся поселки, протягивается ЛЭП. По готовой насыпи прокладывается верх­ нее строение путей: рельсы. Заканчивается работа строительством станций, депо, грузовых и товарных дворов, доделкой и укреплением откосов и оконча­ тельным обустройством. И мне бы тоже хотелось увидеть это именно в таком порядке, художественно ор­ ганизованным и оформленным, чтобы мож­ но было это красиво отобразить, описать. Но в том-то и дело, что так никогда не по­ лучается. На самом деле никакой последо­ вательной, соответствующей стадиям строи­ тельства работы нет. В одном месте строят станцию, в другом ЛЭП. Там раньше, в за­ висимости от условий, тут позже. Землепо­ лотно отсыпается не сразу, а участками, ку­ сочками, каждая мехколонна, которая, как десант, забрасывается зимой по зимнику в глубь тайги, отсыпает около себя. Мостови­ ков засылают строить мосты заранее, мост строить долгое дело, не говоря уже про тон­ нель. А еще поселки заблаговременно по­ строить надо, чтобы людям, когда появятся, было где жить. Все разбросано. А так, как хотелось бы, красиво, получается столько в кино». Наконец, я достиг того места, где торча­ ли опоры мостов, велись работы по соору­ жению перекрытий, где все было подготов­ лено, насыпь ждала рельсов, а рельсы поджимали мостовиков, и где было знако­ мое по Западному БАМу явление,— «мосты держат». Это было после Олексы, а на 340 километре от Тынды пошло и само верхнее строение путей, путеукладчик, появилось грузовое движение, а от Чильчи, от 214-го опять и пассажирское. Все было в точности, как и на Западном участке БАМа. Повторился и мой способ передвижения: — Ты откуда? С геологии? Турист? И один?!. Каждый раз, когда я иду пешком и тащу на спине рюкзак, я ругаю себя за то, что набрал лишнего и взял палатку. И каждый раз, когда утром я просыпаюсь в ней, я ра­ дуюсь тому, что она у меня есть. Чем дальше уйдешь от поселка, тем боль­ ше вероятности, что тебя подберут. Во-пер­ вых, ты захватываешь большое количество машин, выехавших с боковых дорог, а во- вторых, когда ты не у поселка, а на пере­ гоне, один, скорее пожалеют. Лучше за­ браться на какой-нибудь перевальчик и останавливать машину сразу после подъ­ ема, в конце его, где шофер, выбравшись наверх, переключает скорость и ему не бу­ дет лень затормозить... В одной деревне старая бабуся как-то мне сказала: сейчас разучились пешком ходить, все норовят ехать. Раньше за двадцать километров в со­ седнюю деревню к подружкам бегали, а теперь — центральная усадьба в шести ки­ лометрах, и дело неотложное, но полдня ждут, когда трактор дадут... Стали повторяться и характеры. В глуши, в передовых отрядах, люди приветливее, дружелюбнее. А ближе к Тынде, к центру, к городу, более разобщенные, «подпорченные» цивилизацией. А где начались рельсы, вооб­ ще пошла «красивая» жизнь. В Усть-Нюк- же, іо которой уже дошла «железка» и где стоит бригада путеукладчиков,— дискотека, вокально-инструментальный ансамбль «Аль­ таир», в магазинах опять масса хороших ве­ щей и одеты все нарядно, и поезд комсо­ мольско-молодежной бригады — бригадир В. Шпеньков, их «бронеиоезд» празднично раскрашен. И удобные жилые вагоны, и ва­ гон штаб-квартира с начертанными снаружи названиями станций и цветной линией, обо­ значающей длину проложенного СМП пути. И вагон-филиал агитпоезда «Комсомольская правда». И высокообразованный контин­ гент — второе высшее образование у брига­ дира,— и красочные плакаты. Появилась и некоторая гордость в лицах, заносчивость. Название бригады — имени 68 героев-десантников К. Ольшанского. В то время как она не десант, а, наоборот, завер­ шитель. Но делают самую видную работу, о них пишут, их награждают, у них и филиал агитпоезда «Комсомольская правда». Я не хочу сказать, что они этого не заслужили, что они работают плохо. Нет, я даже ска­ жу, что они работают превосходно, они сво­ его дела мастера. Но это еще не значит, что те, другие, работают хуже. Я хочу сказать, что дорогу строят путеукладчики не одни. Прежде чем положить рельсы, нужно про­ делать работу огромную, можно даже ска- 10* 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2