Сибирские огни, 1982, № 8
логов с бурильной установкой на автомаши не, еще только бравших среди мари пробы грунта, а на 750-м километре вообще пошли изыскательские партии Сибгипротранса. Зато в какую мы въехали тайгу! В дикую, почти нетронутую, первозданную... Мы ехали вдоль Муякана, который пересекли после Се- веромуйска, все ниже спускаясь, по болотам с голубикой, по все более густеющему лесу из становившихся все выше и выше листвен ниц, хвоя которых была уже пушистая, соч ная, яркая. Перед нами расходились в сторо ны Северомуйский и Южномуйский хребты. Здесь уже рубят лес, по долинам мари напоминают наши заливные луга, и тут я первый раз увидел дикую козу, прыгающую среди зарослей карликовой березки. И дале ко уходят горы, но отсюда еще видно, какие они голые вверху, морщинистые, камени стые... ...Вот они склаДки земной коры... Какая это мощь! Какая космическая сила!.. Что человек по сравнению с ними?.. Аскетич- ность горной природы вместе с устремлен ностью вершин ввысь порождают в человеке такой же высокий дух. Недаром буддийские отшельники избрали своей обителью Гима лаи... А внизу зелень лиственниц такая свежая, праздничная, а долина такая богатая, и ког да мы под Таксимо пересекли Муякан еще раз, это была уже широкая река, впадаю щая в полноводную Мую. И мы очутились в сосновом строевом лесу, спелом, деловом, высоком, полном грибов и ягод, с коричне выми рыбными озерами, и никаких гор не было видно, они далеко разбежались в сто роны. И когда мы все-таки снова стали прибли жаться к горам, и когда подъехали к ним, то у подножия был Витим. Витим — это конец Западного участка магистрали. Конец Южного Забайкалья, Бу рятской АССР, другой часовой пояс, на том берегу мы уже гіереводим часы вперед. И дальше начинается Читинская область и центральный участок БАМа. Центральный участок БАМа Переправлялся я на пароме. Мост через Витим (805-й км по трассе) еще не был до строен. Есть опоры, но перекрыты только че тыре средних пролета, что успели сделать зимой. Осталось шесть, но к ним не подо браться: Витим в это лето разлился очень широко. Возит паром маленький катерок. — А ты, экспедиция, куда прешь? — ска зал мне паромщик, имея в виду, конечно, мой рюкзак.— И откуда только вы бере тесь?.. Местечко Витим — самое глухое по трас се, здесь даже нет СМП, который всегда и привносит всю цивилизацию в обживаемый район. Один мостоотряд. Витим отличается своей заброшенностью и захолустностью, тем укладом, который и сейчас существует, знаете, в тех отдаленных деревнях, что на ходятся в стороне ото всех дорог и больших магистралей, где-нибудь к северу по сибир ским рекам! Этот старый, отошедший в прошлое уклад, носит черты истинной «дере- венскости», когда новые люди появляются в поселке раз в полгода и становятся боль шим развлечением, где вся цивилизация, реклама, информация, телевидение — дале ко в стороне... Этот уклад поддерживается еще и паромной переправой, которая всегда существовала только в глуши и своей уста релостью до сих пор привносит в отношения между людьми старый патриархальный дух. Когда свистишь и кричишь на другом берегу, когда вечно пьяный паромщик и пьяные му жики в деревне, все через пень-колоду, ша ляй-валяй, практически никакой власти, за терянная, глухая такая жизнь, в то же время вызывающая зависть своей исконностью... Почти натуральное хозяйство, мука только из магазина, в котором деревянный прилавок, а ткань называют мануфактурой, а осталь ное: картошка, лук, огурцы — все со своего огорода. И где паром плывет медленно, чуж дый вездесущей современной спешке, где рядом с машиной подчас встретишь коня, запряженного в телегу, где возят копны и пахнет сеном. И все это на фоне какой-ни будь величавой реки и дикой, еще не освоен ной и нетронутой природы... Но это все ненадолго... Чуть расстроится поселок, появятся люди, СМП со своей де ловитой серьезной трезвостью, и вся эта небольшая непохожесть растает как дым. Палатку свою я поставил на противопо ложной безлюдной стороне Витима, радуясь тому, что наконец добрался до того места, где нет бамовских «Жигулей» и где все по закону тайги и предков, где костер — это жизнь, а людей наперечет — в последнем поселке за Витимом, в 40 километрах, Куанде, есть еще строительный десант, а дальше уже ничего нет. И где случаются всякие романтические истории и отчаянные смелые поступки, где люди встречаются с медведями, теряются в тайге, по неделям плутают в поисках дороги, тонут вместе с тракторами в болотах, и где выручают их из беды напарники, соседи, сменщики, и это считается само собой разумеющимся. Утром шофер «Магируса» остановился за моей спиной, когда я топал по дороге, и хо тя я видел, что кабина у него забита, сам вызвался меня подвезти. Когда я появился у мостовиков на берегу коричневой речуш ки, неподалеку от автодорожного моста, ко торый они строили, а сейчас ловили рыбу, мне, абсолютно незнакомому, было предло-, жено чаю, без всякого,— пей чай, наливай, вот хлеб, сахар,— было предложено и место в вагончике. В «Кразе», в котором я ехал остаток пути в автоколонну, мне дали сапо ги, угостили соленой щукой и, еще не зная, кто я и зачем, пообещали устроить у себя жить. А в Куанду я въехал стоя в кузове самосвала. Куанда — это уже самый край, самый пе редовой отряд, за Куанду еще 8 км автомо бильной дороги, после чего обрывается и она. И дальше уже ни ЛЭП, ни даже репе ров. Здесь все новое. И поселок, и СМП-695 — новообразованный, — и мехко лонны, только формирующиеся (кстати, ис ключительно из «Кразов»), и техника. Все новое, и в то же время еще ничего нет. Ни домов — по большей части они еще только строятся, и люди живут в основном в па-, латках, ни автоколонн — машины только по ступают, сельсовет будет только через месяц, выборы лишь подготавливаются, я я видел, как девушка, повариха автоколонны,—кото рую я сначала смутил, застав в кабине це- 145 ЛО Сибирские огив №8
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2