Сибирские огни, 1982, № 8

Да и действительно, бог знает где уже и были бы — да мосты не дают... У каждого дела свои сложности. Кто мог, например, знать, что будет такое дождливое лето, кто мог предполагать, что так все зальет. Но все равно, если кого и ругают на БАМа больше всего, то это мостовиков. Слишком заметная у них работа,— ведь без моста ни железной, ни автомобильной дороги нет,— и слишком ответственная: ошибаться мостовикам нель­ зя, второй раз щебня у них не подсыплешь, и как землеполотно, мост не подправишь, его нужно делать сразу, капитально. А сколько мостов!.. На одном участке Усть- Кут — Уоян, на 520-м км пути, говорят, 500 мостов. Может быть эта цифра неточна, но среднее соотношение она отражает, на каж­ дый километр дороги — мост. Я сам пробо­ вал подсчитать недостроенные мосты под Уояном, на относительно ровном месте, рав­ нине, и на 50 километров пути насчитал 15 мостов и примерно столько же дренажных труб, ПЖБТ, как их правильно называют. А ведь для каждого моста надо поставить опоры, забить сваи, дойти до основных ска­ листых пород, забуриться в них, залить бе­ тоном, поставить основание, а если нет по­ близости внизу скалы, то сложностей еще больше: нужно погружать сваи в вечную мерзлоту, стараясь это сделать быстро и не давая ей «отойти», а потом по специальным расчетам забуривать вокруг свай определен­ ное количество стопятидесятимиллиметро­ вых труб, заполненных керосином, чтобы в силу своей большой теплопроводности ке­ росин предохранял мерзлоту от оттаивания. Потом для каждого моста надо сделать рус­ ло ручья, то естй километра та полтора, до самой сопки, укрепить берега, возвёсти на них двухметровой высоты дамбы, предохра­ няющие мосты от паводковых вод. И это все, касающееся только маленьких мостов, а ведь к 81 году было сделано еще и более 40 больших мостов, длиной более двухсот метров. А надо еще возвести немногим мень­ ше мостов автомобильных. И с самой на­ сыпью дел масса: отсыпать, укрепить по бо­ кам большими камнями, «скалой» — защита от воды,— разравнять землеполотно, сде­ лать гладкую (допускается неровность 0,5 см) поверхность, укрепить нависающие над насыпью откосы, чтобы не было оползней, кое-где для этого даже траву сажают, во­ зят дерн. А еще сколько станций, поселков! А мерзлота, имеющая свойство, если это глинистый грунт, вспучиваться летом при оттаивании, а если песчаный — проседать. А каково зданиям? И хотя все они строят-, ся на сваях или армированных основаниях, но бывают случаи, что мерзлота и основа­ ния перекашивает — линзовая мерзлота — и даже сваи выжимает вверх. А еще насыпь для притрассовой автомобильной дороги, а ЛЭП... Труд колоссальный, и завершить его хотят в восемьдесят шестом году, добив­ шись сквозного движения в восемьдесят четвертом. Рельсы кончаются в 70 километрах от Уояна. С этого места железнодорожного дви­ жения вообще никакого нет. Но продолжает идти автомобильная .дорога, и сообщение уже только автомашинами. Рядом идет от­ лаженное землеполотно, прерываемое недо­ строенными мостами, на которых, правда, пролетов только нет, а опоры уже стоят. 520-й километр. Шестой день пути. Уоян. Большой, в 8 тысяч жителей, поселок. Расположен в Верхнеангарской впадине, в котловине. Ночевал на берегу озера неподалеку от старого поселка, в лесу. Здесь уже нет той пышной, изобильной, щедрой, промысловой тайги, что на хребтах Прибайкалья. Нет стремительных прозрачных ручьев. Здесь низменность, редколесье. Невысокая сосна, маленькая лиственница, ягель, мох, бруснич­ ник и другая свойственная тундровой зоне растительность. В уоянском магазине — мясные консервы, свежемороженые утки, сигареты «Мальбо­ ро», и на девушках шерстяные кофточки «Монтана». Насыпь за Уояном пошла неотлаженная, неровная, без «нуля», и даже опор мостов еще нет. А за Янчуем (559-й км) землепо­ лотно вообще прервалось и в дальнейшем стало появляться только местами, а с 600-го километра кое-где даже только дорубалась просека. Но дорога была, и я ехал по ней на нескольких машинах, извлекая из разго­ воров с шоферами информацию о заработ­ ках. Зарабатывать на БАМе сейчас стали не так много. Не сравнишь с тем, сколько было в самом начале. Больше шестисот рублей сейчас из рабочих практически не получает никто. Но зато к теперешнему времени на­ копилось много строителей-старожилов, ко­ торые выработали себе все причитающиеся за пять лет северные надбавки (в размере 50%), и теперь живут на них. И не уезжа­ ют, продолжают работать, хотя и получили все, что хотели, отработали, сколько намеча­ ли себе в самом начале, направляясь сюда. Жалко терять надбавки, а к тому же привык­ ли, освоились. Причем,"шее это хорошие ра­ ботники, закаленные, опытные, которые на­ чинали БАМ. Северные надбавки — это мудрая полити­ ка. И кроме как на рабочих, она еще отража­ ется и на руководстве. С руководящих кад­ ров на местах теперь большой спрос; Все их просчеты теперь не тонут в море общего дела, а выявляются сразу. После дорожного указателя «600 км» ста­ ли видны горы справа и впереди, выступили из облачности и стали приближаться. То бы­ ли горы Северомуйского хребта —- с пятнад­ цатикилометровым тоннелем, восточный пор­ тал которого находится в Северомуйске, что уже за перевалом, а западный у поселка Тоннельный, куда меня и доставил послед­ ний попутный «Краз». Когда приезжаешь в конечный пункт, ку­ да следует твой шофер, в дождь, когда мо­ росит и тебя никто здесь не ждет, да еще в воскресенье, когда никто не рабо+ает и все в такую погоду сидят по домам,— очень не­ приятно выходить из кабины. И ко всему неловко себя чувствуешь, зачем приехал сюда, мешаться, всем чужой?.. Но стоит определить себе задачу, цель своего пребывания — и ничего, осваиваешься... Тоннель мне-показывал дежурный'горно­ спасатель. Он единственный был здесь в вы­ ходной день. Сооружение это могущественное, начиная с портала, громадного, обстроенного всяки­ ми специальными сооружениями,’ входа в скалу, этого начала жерла, которому надле­ жит пронзить хребет. Величественное зре­ лище, если к этому еще добавить влажный 143 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2