Сибирские огни, 1982, № 8
Да и действительно, бог знает где уже и были бы — да мосты не дают... У каждого дела свои сложности. Кто мог, например, знать, что будет такое дождливое лето, кто мог предполагать, что так все зальет. Но все равно, если кого и ругают на БАМа больше всего, то это мостовиков. Слишком заметная у них работа,— ведь без моста ни железной, ни автомобильной дороги нет,— и слишком ответственная: ошибаться мостовикам нель зя, второй раз щебня у них не подсыплешь, и как землеполотно, мост не подправишь, его нужно делать сразу, капитально. А сколько мостов!.. На одном участке Усть- Кут — Уоян, на 520-м км пути, говорят, 500 мостов. Может быть эта цифра неточна, но среднее соотношение она отражает, на каж дый километр дороги — мост. Я сам пробо вал подсчитать недостроенные мосты под Уояном, на относительно ровном месте, рав нине, и на 50 километров пути насчитал 15 мостов и примерно столько же дренажных труб, ПЖБТ, как их правильно называют. А ведь для каждого моста надо поставить опоры, забить сваи, дойти до основных ска листых пород, забуриться в них, залить бе тоном, поставить основание, а если нет по близости внизу скалы, то сложностей еще больше: нужно погружать сваи в вечную мерзлоту, стараясь это сделать быстро и не давая ей «отойти», а потом по специальным расчетам забуривать вокруг свай определен ное количество стопятидесятимиллиметро вых труб, заполненных керосином, чтобы в силу своей большой теплопроводности ке росин предохранял мерзлоту от оттаивания. Потом для каждого моста надо сделать рус ло ручья, то естй километра та полтора, до самой сопки, укрепить берега, возвёсти на них двухметровой высоты дамбы, предохра няющие мосты от паводковых вод. И это все, касающееся только маленьких мостов, а ведь к 81 году было сделано еще и более 40 больших мостов, длиной более двухсот метров. А надо еще возвести немногим мень ше мостов автомобильных. И с самой на сыпью дел масса: отсыпать, укрепить по бо кам большими камнями, «скалой» — защита от воды,— разравнять землеполотно, сде лать гладкую (допускается неровность 0,5 см) поверхность, укрепить нависающие над насыпью откосы, чтобы не было оползней, кое-где для этого даже траву сажают, во зят дерн. А еще сколько станций, поселков! А мерзлота, имеющая свойство, если это глинистый грунт, вспучиваться летом при оттаивании, а если песчаный — проседать. А каково зданиям? И хотя все они строят-, ся на сваях или армированных основаниях, но бывают случаи, что мерзлота и основа ния перекашивает — линзовая мерзлота — и даже сваи выжимает вверх. А еще насыпь для притрассовой автомобильной дороги, а ЛЭП... Труд колоссальный, и завершить его хотят в восемьдесят шестом году, добив шись сквозного движения в восемьдесят четвертом. Рельсы кончаются в 70 километрах от Уояна. С этого места железнодорожного дви жения вообще никакого нет. Но продолжает идти автомобильная .дорога, и сообщение уже только автомашинами. Рядом идет от лаженное землеполотно, прерываемое недо строенными мостами, на которых, правда, пролетов только нет, а опоры уже стоят. 520-й километр. Шестой день пути. Уоян. Большой, в 8 тысяч жителей, поселок. Расположен в Верхнеангарской впадине, в котловине. Ночевал на берегу озера неподалеку от старого поселка, в лесу. Здесь уже нет той пышной, изобильной, щедрой, промысловой тайги, что на хребтах Прибайкалья. Нет стремительных прозрачных ручьев. Здесь низменность, редколесье. Невысокая сосна, маленькая лиственница, ягель, мох, бруснич ник и другая свойственная тундровой зоне растительность. В уоянском магазине — мясные консервы, свежемороженые утки, сигареты «Мальбо ро», и на девушках шерстяные кофточки «Монтана». Насыпь за Уояном пошла неотлаженная, неровная, без «нуля», и даже опор мостов еще нет. А за Янчуем (559-й км) землепо лотно вообще прервалось и в дальнейшем стало появляться только местами, а с 600-го километра кое-где даже только дорубалась просека. Но дорога была, и я ехал по ней на нескольких машинах, извлекая из разго воров с шоферами информацию о заработ ках. Зарабатывать на БАМе сейчас стали не так много. Не сравнишь с тем, сколько было в самом начале. Больше шестисот рублей сейчас из рабочих практически не получает никто. Но зато к теперешнему времени на копилось много строителей-старожилов, ко торые выработали себе все причитающиеся за пять лет северные надбавки (в размере 50%), и теперь живут на них. И не уезжа ют, продолжают работать, хотя и получили все, что хотели, отработали, сколько намеча ли себе в самом начале, направляясь сюда. Жалко терять надбавки, а к тому же привык ли, освоились. Причем,"шее это хорошие ра ботники, закаленные, опытные, которые на чинали БАМ. Северные надбавки — это мудрая полити ка. И кроме как на рабочих, она еще отража ется и на руководстве. С руководящих кад ров на местах теперь большой спрос; Все их просчеты теперь не тонут в море общего дела, а выявляются сразу. После дорожного указателя «600 км» ста ли видны горы справа и впереди, выступили из облачности и стали приближаться. То бы ли горы Северомуйского хребта —- с пятнад цатикилометровым тоннелем, восточный пор тал которого находится в Северомуйске, что уже за перевалом, а западный у поселка Тоннельный, куда меня и доставил послед ний попутный «Краз». Когда приезжаешь в конечный пункт, ку да следует твой шофер, в дождь, когда мо росит и тебя никто здесь не ждет, да еще в воскресенье, когда никто не рабо+ает и все в такую погоду сидят по домам,— очень не приятно выходить из кабины. И ко всему неловко себя чувствуешь, зачем приехал сюда, мешаться, всем чужой?.. Но стоит определить себе задачу, цель своего пребывания — и ничего, осваиваешься... Тоннель мне-показывал дежурный'горно спасатель. Он единственный был здесь в вы ходной день. Сооружение это могущественное, начиная с портала, громадного, обстроенного всяки ми специальными сооружениями,’ входа в скалу, этого начала жерла, которому надле жит пронзить хребет. Величественное зре лище, если к этому еще добавить влажный 143 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2