Сибирские огни, 1982, № 8
ная рыба, а в магазине, как и везде, на вес берут вяленую мойву. Пообедал в СМПовской столовой, загля нул в контору СМП посмотреть карту и раз узнать о дальнейшем пути. Опять пошел пешком, и опять никто не брал, даже странно, сколько ни голосуй. И когда црошел от Нижнеангарска еще ки лометров десять, меня наконец взял снача ла «Уазик» с будкой, потом попутный авто бус, а от Кичеры до Нового Уояна я ехал в «Магирусе» со средних лет шофером, опти мистом, восторженным, разговорчивым, ко торый мне много показал и объяснил, за что, в порядке благодарности, я предостав лю ему слово, приведу его рассказ, насколь ко запомнил, и дальше некоторое время о дороге будет говорить он. — Я приехал сюда в 75-м году. Мы пер вый десант были, прошли зимой по •льду Байкала. Тут еще ничего не строилось и не было ничего. Только вот мы, «Магирусы» и «Като». Это мы сейчас ругаем дорогу, что гребенка, что ездить нельзя, что не грейди руют, никому до нее дела нет,— а ее броса ют просто, как только насыпь вперед уйдет. Перестают следить, да и грейдеров нет — вся техника там, впереди. Так вот, мы сей час ругаем, а худо-бедно едем километров тридцать-сорок. А ведь тогда мы в Магист ральный шли вообще по бездорожью, по зимнику, петляя, на первой передаче да на блокераторах, по два-три километра в час. Конечно, как только рельсы уложат, броса ют все, и дорогу, и в магазинах пусто, рас ценки мгновенно срезаются, обеспечение тоже, и технику всю уводят вперед. Так уж заведено. Из нашей автоколонны только од на наша бригада осталась, остальные уже под Витимом. Я только на северных сейчас и держусь, а так вообще бы гроши зараба тывал. Но вот закончим откосы —тоже дви нем к своим. Конечно, интересно, когда все-таки сам делаешь. Три года назад тут ничего не было, а сейчас путь лежит, локомотивчик гудит, бегает. Здорово, конечно. Вот здесь сейчас место будем проезжать, марь там, мы зимой отсыпку делали. Шесть метров высотой. А весна пришла, вся наша насыпь ушла в бо лото; когда ехали по ней, колеса наполовину в воде скрывались. Еще досыпали столько же... Условия — ничего не скажешь, дай бог! Мерзлота... Но делается ведь. Делается дорога все равно. И сделают. Раньше даже. Столько техники тут!.. Давно бы в Уояне были, но мосты держат. Путеукладчик мо жет по пять-шесть километров в день де лать. Вот я на ремонт ездил в Северобай- кальск, меня три дня не было, они там, наверное, еще километров пятнадцать уло жили. Вот это место называется станция Керон. Они тут еще недавно рельсы укладывали, вон даже балласта еще нет, и никого нет. Но скоро вагончик поставят, будет началь ник станции и будут гудеть тепловозы и грузовое движение идти. Жалко только, что с этим все кончается. На недоделках (это мы сейчас работаем на недоделках: откосы укрепляем, отсыпку под станцию делаем), на недоделках не та уже работа, халтуры много, простоев, денег мало, разговоров мно го, начальства еще больше. Или еще вот, я с ремонта возвращаюсь, рессоры сломались: передняя и сзади лист коренной. У нас на участке нет, пришлое^ в Северобайкальск ехать. Переднюю мне заменили, а задних нет. За три бутылки достал... Так только послед нее время стало. Раньше этого не было. Раньше нельзя было, например, не подвезти, в голову даже не приходило, по пять чело век в кабину набивалось. А сейчас запрети ли садить. Порядок пришел, закон. ГАИ по явилась, милиция. Да и поиспортились. И смотришь, другой раз проехать может мимо и не взять. И пустой. Раньше не было такого, чтобы не посадить. Все же поотзыв чивее были... И дальше он перешел совсем на патетичен ский тон:’ — А Какая техника здесь! Я на своем «Магирусе» уже шестой год и не нарадуюсь. За шесть лет и разбирал, менял уже многое, и каждый раз удивляюсь, как сделано. На материке машины бы этой на пятнадцать лет хватило. Один двигатель по хорошей дороге 500 тысяч без капремонта пройти может... А «Като» эти... У меня от 14 до 20 тонн кузов, так он камень один... как уж он его ковшом зацепит...— поднимет, поло жит мне — и все, я уже нагружен... Лет через десять-пятнадцать тут такое будет! Сейчас еще мало что известно (гео логи только разведывают). То, что уже об наружили — это еще лишь чуть-чуть. Вот ж /д идет, все вроде освоили, жизнь около нее, а в сторону два километра через сопку перевали — там еще, может оказаться, нога человеческая не ступала... А места богатей шие... Тайга — кедр, ель, лиственница мет ров под сорок-пятьдесят — из нее раньше опоры мостов делали, так она намокает и как железобетон становится, рубить ее. нель зя, ее только ножовка по металлу пилит, и не своротишь опору, взрывом только брать. Сохатые ходят, тут даже место есть «пере ход животных», едешь на машине — всегда увидишь. А омуль когда идет’ по реке на не рест, то вода кипит, они сплошь идут во всю толщину воды и косяком километров пять длиной. Егеря на вертолетах эти косяки со провождают. А в горах тут и апатит, и мед ная руда, и уголь, и железо, и чего только нет, и золото... Лет через 10—15... Ну не че рез десять, но через 15—20 тут такие города будут!.. А ведь мужику этому лет 45. Пора, мож но сказать, циничного возраста, когда нет уже молодого романтизма. А все равно: как говорит!.. Ну и наконец: — В городе, дома, у меня уже трехкомнат ная секция, машина, вот еще на гараж на коплю — дорогие в наших краях гаражи — на год еще здесь останусь... Шесть лет он уже здесь. За деньгами при ехал? Может быть. Но побольше бы нам та ких «рвачей». Я этот рассказ привожу не потому, что считаю: вот он — типичный. А для примера. Это из тех людей, которые отсюда не убега ют, которые долго здесь живут. С шофером этим я доехал до конца же лезнодорожного полотна. Оно кончилось на 445-м или 450-м километре. Я точно не пом ню, да это и неважно. Сейчас они, наверное, вообще бог знает уже где. 142
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2