Сибирские огни, 1982, № 8
началась отличнейшая густая прибайкаль ская тайга, с крепкой мощной лиственницей, сосной и кедром. А потом первый раз чуть блеснул за горами Байкал, и пока мы еха ли поверху прямо в Нижнеангарск, отделен ный от Байкала «мысами», Байкал все рав но был где-то виден, мелькал, едва показы вался между деревьями, пропадал, но все равно ясно угадывалась там какая-то пора жающая воображение синь. И даже не синь озера, а та синь, которая была за ним и занимала немалую часть неба и о которой не хотелось, боясь спугнуть предчувствуе мое великолепие, ни говорить, ни думать, чтобы отдалить, удержать самого себя от по нимания, оставить его на потом, когда э т о предстанет во всей,полноте и шири. Мы то отдалялась, то приближались — и все еще не было видно воды, и слева на горах, куда мы ехали на подъем, в которые мы въезжа ли, опять были тучи, и морось, и мгла, а там, справа, все равно была синь и кусок чи стого неба над морем. И когда мы наконец начали спускаться к Байкалу по крутой до роге, петляющей в расщелине меж гор, Байкал в этом месте был закрыт облаками, мы были еще над ними и наконец прошли сквозь них, и очутились у шумящей, в вол нах, сизой, пасмурной' воды. А там, на той стороне, в далекой дали, отчетливо во всем величии и блеске проступили уже оконча тельно видные во всей своей чистоте и бе зупречной сини, со снегами на острых высо ких вершинах горы. 357-й километр. Сегодня я ночую у Бай кала, и Байкал заливает у моих ног волна ми гальку и бьется и плещет в камнях. Ка тит на берег валы, а над ним на фоле далеких гор Летают, кружат и кричат белые с красными клювами чайки. А позади, меі'рах в, пятидесяти от уреза воды, укрепленная от волн кусками скал, железнодорожная насыпь. Воздвигнутая пу тем громаднейшего труда и с помощью наи современнейшей техники. Я потом видел, как работает пятидесятичетырехтонный, че тырехсотсильный бульдозер «Камацу». Ка кая это зверюга! У него один нож три метра шириной и высотой — два, выше че ловеческого роста. Он срывает за раз грунт в полтора метра толщиной, ломает ножом куски скал. Жуткая- силища! И вот такой техникой построена насыпь по всему побе режью вдоль Байкала, по прижиму, длиной в 26 километров. И это еще не самая слож ная работа, и всего лишь временная дорога, в обход прямой дороги, которая пройдет через пробивающиеся в данное время четы ре небольших мысовых тоннеля. Адский труд лишь одна эта насыпь. Сколько в этом месте только отсыпано щебня! И вы бы по смотрели на величину скальных кусков, ук репляющих откосы, а ведь их возили на ма шинах!.. Утром встал,— было еще облачно, но по ка разводил костер, ломал сухие ветви плав ника, пока готовил себе завтрак, появилось солнце, к десяти часам прояснело вовсю, и я после трех дней дождя и сырости нако нец просушил и одежду, и спальный мешок. Я уходил от Байкала опять пешком. Гор на противоположной стороне на этот раз не было видно, они были в дымке, зато бы ла видна бескрайность моря в южном на правлении, его голубизна и нежная зелень на отмелях. Добрался до Нижнеангарска. На всем пу ти не увидел ни одного щита с призывами. Здесь, да и вообще начиная с самой Кунер- мы, плакатов уже нет. И надписей на опо рах, и красивых парней на «Магирусах» — нет. Видел только один плакат: Даешь БАМ1 Здесь просто делается дело, без шума, раз меренно, без спешки, как налаженный меха низм, которому не требуется красивых слов — на них люди здесь даже злятся. Тут дело требует времени, многообъемного тру да, длительного, подчас нудного <однообра зия, сил, которые рассчитаны не на прыжок, не на кратковременное усилие, не на взрыв рвения,— когда ты приехал, взорвался и удрал,— нет, это работа надолго. И тут возникает, как следствие, естест венный вопрос: ''если дело делается, нуж ны ли, правомерны ли и, наконец, хороши ли в моральном отношении все эти слова, при зывы, обязательства, цифры, вырванные из контекста? Нужны ли обязательства, когда они не выполняются и работа ведется под этими самыми плакатами, говорящими о том, что работа давно уже должна быть за кончена. Зачем они? Что они приносят кро ме моральных издержек? Молодые люди на-, учаются давать обещания, не думая о том, что нужно сдержать их. Ведь они видят, что обязательства, если надо, корректируются, сроки их переносятся — и это понятно, мо гут возникнуть непредвиденные обстоятель ства,— а иногда игнорируются совсем, а ра бота продолжает идти, как и шла, своим ходом, и слова остаются только словами. А ведь что такое обязательство...— это ког да кровь из носа, но ты должен дело вы полнить, а не выполнил — хоть застрелись. Не сдал ты объект в обещанный срок — в деловом отношении это пустяк, сдастся через неделю, через месяц, через год, в ко нечном счете, это только внешняя сфера жизни и в самом худшем случае будут толь ко материальные издержки. Но в моральном отношении это же катастрофа! Это же о б я з а т е л ь с т в о ! За этйм поступком стоит честь. И не стоит ли более бережно и осто рожно употреблять это слово? Да и вообще, иногда даже трудно себе представить, как это давать обязательства... вдруг случай ность, независящие от тебя причины. Но ты ведь уже слово дал!.. Мало того, что ты обесцениваешь слово «обязательство», но когда за невыполнение никому ничто и ни как, просто перенесли срок, учли, пересмот рели, все же люди, все <же все понимают, самое страшное лишат премиальных,— в такой ситуации уже само понятие обяза тельства компрометирует себя. И когда наблюдаешь, как злятся люди на красивые слова, на все, связанное с рек ламой,— то ведь надо согласиться, что это идет от хороших черт этих ліодей, потому что это форма защиты, протеста против по казухи, это идет от неискоренимой веры в добро, от внутренней чистоты. А дорога все равно будет. Машина уже заведена. Техника есть, землеполотно тоже есть, есть поселки, выстроенные и строящие ся, и главное, есть люди. И они здесь живут. И значит дорогу сделают. Нижнеангарск — небольшой городок, рас положенный на северном побережье Байка ла, неподалеку от впадения в него реки Верхняя Ангара. Порт, два портовых крана, разгружающиеся суда, рыбозавод, язи, круп 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2