Сибирские огни, 1982, № 8
ногО. Дорога все равно была,' и поезда с грузами шли и шли из Сургута и в Сургут. 102-й км. Станция Ния — «Грузинская», шефы из Грузии. До Нии я добрался на по путном «Магирусе» с молодым, в темных «фирменных» очках, но очень просто' улыба ющимся, жизнерадостным шофером из Вол гограда, только недавно приехавшим и ра ботающим все же на «Магирусе» с первого дня. «Магирусы» сейчас дают почти всем, толь ко пожелай. Они здесь, шестой год и, есте ственно, постарели, опытные водители на них не так охотно идут. И как там ни говори, что машина превосходна в обслуживании и управлении, комфортабельна, но запчастей стало не хватать,, много времени простаива ешь на ремонте, зарплата на них невысокая. Конечно, молодым шоферам, только прие- • хавшим, и 350 рублей покажутся больши ми — где они на «материке» столько зара батывали и где они н а . «Магирусе» еще смогут поездить? — и такие старика-«Маги- руса» с удовольствием берут. Поэтому им и говорят: «Иди возьми там «Магирус» под забором!» (Это так о «Магирусе»! Как зву чит!). Идут и берут. А там их еще много стоит... «Магирусы» сделали свое дело. Они нача ли стройку и перевезли такое количество грунта, для которого в то время просто не хватило бы отечественных машин. Ведь шут ка сказать, уже переработано на БАМе больше 200 миллионов кубов земли. Это та кой объем, такая гора щебня, что если из нее сделать только одну насыпь шириной пять метров и высотой один — а для желез нодорожного полотна достаточно иной раз высоты и в тридцать сантиметров над по верхностью — насыпь эта уже опоясала бы по экватору весь земной шар. Так что надо сказать спасибо этому 290-сильному надежному самосвалу-«горба- чу». Много их и сейчас еще работает, тех, .что были в хороших руках, но на смену им приходят наши «Кразы». И не только этих оранжевых иностранцев увидишь теперь на стройке. Ходит слух, что БАМ будет дост раиваться отечественной техникой. Судя по отзывам, «Краз» — машина неплохая. По слабее мотор, без комфорта, но покрепче и “повыносливее, одним словом, русская ма шина и для наших русских дорог... Станция Ния с таким же вокзалом в во сточном стиле и с такими же ступенчатыми, крытыми крутой кровлей домами, которые в Таюре, впервые увиденные, напрашивались на сравнение с теремками, здесь же, повто ренные, как две капли воды, навевали мыс ли уже о скворечниках. \ Несколько изменилась тайга. Если в Усть-Куте лиственница была пороскошнее, а были еще и ель, и сосна, то здесь только лиственница, и поугрюмее она, позамшелис- тее, если кедрач, то низкий, тоже весь во мху. И' глуше отало, суровее, болотистая сырая тайга. До Кунермы еще три станции: Небель, ко торую строят шефы из Чечено-Ингушской АССР, станция Киренга (поселок строите лей Магистральный), где вечером после кино в клубе ПМК я видел горный закат. Посе лок строителей находится на горе, и от него хорошо и много видно вокруг. Видно, как за темной долиной внизу, за сопками садилось солнце. В долине стоял туман, переходя 140 щий в облака. А над долиной солнце, уже пропавшее совсем за горами, в просветы сумрачного неба освещало наверху темные после дождевого дня тучи, придавая всему мрачные тона. И долго еще, пока я ждал прибытия поезда, чтобы ехать дальше в Кунерму, в темноте светились над сопками светлые окна-разводья. Мост через Киренгу такой же, как и через Лену, но только надписей на опорах уже нет. Здесь бы это посчитали за баловство. И даже плакат на мосту проще: Сдать к 1.Х.81 — и все. Ну и третья станция — Улькан, на 211-м километре. Второй после Магистрального по величине поселок, строящийся шефами из Азербайджана. В поселке находится лесхоз. А на подъезде расположена старая деревня Новоселово, существовавшая в тайге с дав них времен. Поля, луга, сено косят, овес посеян, десятка три домов. За Кунермой пассажирского движения уже нет. Дальше пробираться в любом слу чае придется на чем бог пошлет. К тому же никто не знает, что делается дальше их участка, далее 300—400 километров. Рабо чие подчас имеют смутное представление, .где находится Беркакит. Слишком длинна трасса. Да и до начальников СМП из глу= бины информация доходит слабо. Есть ли автодорога, построен ли мост... «Вроде дол жен, к сентябрю обещали, но твердо ска зать не могу...» Но по крайней мере 260 километров трас сы с западной стороны уже есть, и они пу щены в ход. И как бы там ни было, а скоро мы будем уже иметь на картах красную ли нию в продолжении Тайшет — Усть-Кут — Кунерма. И до Байкала, до его северной стороны, до богатой рыбой Верхнеангарской дельты, до его живописнейшего северного побережья, обетованной земли всех турис тов, останется всего километров пятьдесят. После Кунермы я ехал попутным «Кра- зом» по автомобильной дороге, которая вы вела нас на Байкальский хребет. День был дождливый, облачный, мы еха ли узким ущельем вдоль реки, и с обеих сторон, с гор, вершины которых не были видны из-за туч, с отвесных этих гор текли ручьи, потоки, издали как блестящие пау тинки, вблизи — водопады, и во множестве, всюду, как бусы, как серебряные нити. Тек ли сверху, с невидимых в облаках, уходящих в облака, вершин, будто прямо из туч. Свер кали, и' все заливали, ^ все топили. А когда мы были на верху перевала (в тоннель Даван мне зайти не удалось, доро га наша лежала мимо, знаю только, что дли на его семь километров, что его уже проби ли и сейчас там ведется обустройство), на верху перевала Даван, где расположен поселок тоннельного отряда, где граница Иркутской области и Бурятской АССР,— дождь кончился. И горы вокруг стояли ка кие-то выжженные', с зелеными пятнами мха на сером фоне каменистых осыпей. Времен ная «железка» пока, без тоннеля, так пута ется с притрассовой автомобильной дорогой и так крута, что и не знаешь, как вытяги вают поезда... А так вот и тянут: чуть ли не по два локомотива один вагон... Дождь кончился, стало холодно, ветрено, а на спуске к Байкалу в долине реки Тыя V
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2