Сибирские огни, 1982, № 8

ногО. Дорога все равно была,' и поезда с грузами шли и шли из Сургута и в Сургут. 102-й км. Станция Ния — «Грузинская», шефы из Грузии. До Нии я добрался на по­ путном «Магирусе» с молодым, в темных «фирменных» очках, но очень просто' улыба­ ющимся, жизнерадостным шофером из Вол­ гограда, только недавно приехавшим и ра­ ботающим все же на «Магирусе» с первого дня. «Магирусы» сейчас дают почти всем, толь­ ко пожелай. Они здесь, шестой год и, есте­ ственно, постарели, опытные водители на них не так охотно идут. И как там ни говори, что машина превосходна в обслуживании и управлении, комфортабельна, но запчастей стало не хватать,, много времени простаива­ ешь на ремонте, зарплата на них невысокая. Конечно, молодым шоферам, только прие- • хавшим, и 350 рублей покажутся больши­ ми — где они на «материке» столько зара­ батывали и где они н а . «Магирусе» еще смогут поездить? — и такие старика-«Маги- руса» с удовольствием берут. Поэтому им и говорят: «Иди возьми там «Магирус» под забором!» (Это так о «Магирусе»! Как зву­ чит!). Идут и берут. А там их еще много стоит... «Магирусы» сделали свое дело. Они нача­ ли стройку и перевезли такое количество грунта, для которого в то время просто не хватило бы отечественных машин. Ведь шут­ ка сказать, уже переработано на БАМе больше 200 миллионов кубов земли. Это та­ кой объем, такая гора щебня, что если из нее сделать только одну насыпь шириной пять метров и высотой один — а для желез­ нодорожного полотна достаточно иной раз высоты и в тридцать сантиметров над по­ верхностью — насыпь эта уже опоясала бы по экватору весь земной шар. Так что надо сказать спасибо этому 290-сильному надежному самосвалу-«горба- чу». Много их и сейчас еще работает, тех, .что были в хороших руках, но на смену им приходят наши «Кразы». И не только этих оранжевых иностранцев увидишь теперь на стройке. Ходит слух, что БАМ будет дост­ раиваться отечественной техникой. Судя по отзывам, «Краз» — машина неплохая. По­ слабее мотор, без комфорта, но покрепче и “повыносливее, одним словом, русская ма­ шина и для наших русских дорог... Станция Ния с таким же вокзалом в во­ сточном стиле и с такими же ступенчатыми, крытыми крутой кровлей домами, которые в Таюре, впервые увиденные, напрашивались на сравнение с теремками, здесь же, повто­ ренные, как две капли воды, навевали мыс­ ли уже о скворечниках. \ Несколько изменилась тайга. Если в Усть-Куте лиственница была пороскошнее, а были еще и ель, и сосна, то здесь только лиственница, и поугрюмее она, позамшелис- тее, если кедрач, то низкий, тоже весь во мху. И' глуше отало, суровее, болотистая сырая тайга. До Кунермы еще три станции: Небель, ко­ торую строят шефы из Чечено-Ингушской АССР, станция Киренга (поселок строите­ лей Магистральный), где вечером после кино в клубе ПМК я видел горный закат. Посе­ лок строителей находится на горе, и от него хорошо и много видно вокруг. Видно, как за темной долиной внизу, за сопками садилось солнце. В долине стоял туман, переходя­ 140 щий в облака. А над долиной солнце, уже пропавшее совсем за горами, в просветы сумрачного неба освещало наверху темные после дождевого дня тучи, придавая всему мрачные тона. И долго еще, пока я ждал прибытия поезда, чтобы ехать дальше в Кунерму, в темноте светились над сопками светлые окна-разводья. Мост через Киренгу такой же, как и через Лену, но только надписей на опорах уже нет. Здесь бы это посчитали за баловство. И даже плакат на мосту проще: Сдать к 1.Х.81 — и все. Ну и третья станция — Улькан, на 211-м километре. Второй после Магистрального по величине поселок, строящийся шефами из Азербайджана. В поселке находится лесхоз. А на подъезде расположена старая деревня Новоселово, существовавшая в тайге с дав­ них времен. Поля, луга, сено косят, овес посеян, десятка три домов. За Кунермой пассажирского движения уже нет. Дальше пробираться в любом слу­ чае придется на чем бог пошлет. К тому же никто не знает, что делается дальше их участка, далее 300—400 километров. Рабо­ чие подчас имеют смутное представление, .где находится Беркакит. Слишком длинна трасса. Да и до начальников СМП из глу= бины информация доходит слабо. Есть ли автодорога, построен ли мост... «Вроде дол­ жен, к сентябрю обещали, но твердо ска­ зать не могу...» Но по крайней мере 260 километров трас­ сы с западной стороны уже есть, и они пу­ щены в ход. И как бы там ни было, а скоро мы будем уже иметь на картах красную ли­ нию в продолжении Тайшет — Усть-Кут — Кунерма. И до Байкала, до его северной стороны, до богатой рыбой Верхнеангарской дельты, до его живописнейшего северного побережья, обетованной земли всех турис­ тов, останется всего километров пятьдесят. После Кунермы я ехал попутным «Кра- зом» по автомобильной дороге, которая вы­ вела нас на Байкальский хребет. День был дождливый, облачный, мы еха­ ли узким ущельем вдоль реки, и с обеих сторон, с гор, вершины которых не были видны из-за туч, с отвесных этих гор текли ручьи, потоки, издали как блестящие пау­ тинки, вблизи — водопады, и во множестве, всюду, как бусы, как серебряные нити. Тек­ ли сверху, с невидимых в облаках, уходящих в облака, вершин, будто прямо из туч. Свер­ кали, и' все заливали, ^ все топили. А когда мы были на верху перевала (в тоннель Даван мне зайти не удалось, доро­ га наша лежала мимо, знаю только, что дли­ на его семь километров, что его уже проби­ ли и сейчас там ведется обустройство), на верху перевала Даван, где расположен поселок тоннельного отряда, где граница Иркутской области и Бурятской АССР,— дождь кончился. И горы вокруг стояли ка­ кие-то выжженные', с зелеными пятнами мха на сером фоне каменистых осыпей. Времен­ ная «железка» пока, без тоннеля, так пута­ ется с притрассовой автомобильной дорогой и так крута, что и не знаешь, как вытяги­ вают поезда... А так вот и тянут: чуть ли не по два локомотива один вагон... Дождь кончился, стало холодно, ветрено, а на спуске к Байкалу в долине реки Тыя V

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2