Сибирские огни, 1982, № 8
Западный участок БАМа И вот подлость-то душевная, когда я увидел, что не все так красивы на БАМе, не все так молоды, не все так нарядны, а боль ше обыкновенных и простых, мне стало лег че жить... Вьется дорога по склонам в окружении иван-чая и лиственниц, опоясывает сопки, уходит вперед, и далеко видна желтая вью щаяся полоса выбранной породы в склонах сплошь покрытых лесом гор. Дорога остав ляет долину Лены и, перевалив через гору, спускается в долину Таюры, пересекает ее и вдоль ее притока Нии начинает снова по дыматься вверх. Дорога пока однопутная, но для второго пути на насыпи оставлено место, мосты то же в большинстве пока еще однопутные, но опоры рассчитаны на два параллельных про летных строения. На Таюре, например, уже и сейчас два. Вообще, дорога сооружается как железнодорожная магистраль первой категории, е расчетом на двухстороннее движение, электрификацию и с учетом всех последних достижений науки и техники. На Западном участке первые 260 кило метров, от ст. Лена до ст. Кунерма, уже го- . товятся к сдаче в постоянную эксплуатацию. Это значит, что сделано практически все, и скоро это будет уже не временная дорога, а полностью переданная строителями в пользование государству. На этой работе вместе с бригадами мон теров пути заняты и студенческие отряды. И напрасно путеец наговаривал на них, по мощь студентов незаменима никакой рабо той строительно - монтажных поездов. И именно потому, что студентов много, а работа срочная, количество стройотрядов ог ромное. Сколько я видел на БАМе около до роги палаток студенческих лагерей с назва ниями; «Сибирь», «Гелиос», «Байкал», «Нев ский», «Сириус», «Мицор», «Портал», «Во сток», студенческие отряды местной, всесо юзной, интернациональной категорий, ЛИИЖТ, МВИ, МАДИ, «Дружбы народов», городов Ленинграда, Москвы, Челябинска, Читы...— полный список я даже не берусь приводить. Помощь студентов громадна. Но в то же время многое еще предстоит для сдачи сделать. И если даже не уложатся в отпущенный срок, для нас с вами это ниче го не изменит. Что решает день, два, неделя? Это же формальность — сдача, это только престижный момент для строителей. Для нас, для всех, дорога будет в любом случае. Да она и уже есть. Для вечности — она уже есть. То есть ведь ничего не было, лишь глушь и тайга, а теперь есть, и уже не изменить, она будет здесь существовать всегда. А самое главное, она уже эксплуа тируется. По ней производится пассажир ское и грузовое движение, ею пользуется для вывоза леса Ульканский лесхоз. Поезд гудит, петляет, ползет вперед по дороге, и торчат из опущенных окон десятки любопытных голов ее строителей. Вышел я на станции Таюра (поселок строителей Звездный), на 64-м километре от начала пути. Протащил свой рюкзак вдоль по насыпи немного вперед и в уже сгущаю щейся темноте поставил палатку на берегу реки. Всю ночь и все утро шел дождь. Даже во сне я слышал, как он барабанил по полотну палатки. Спешить вставать мне было ни к чему, и я большую часть дня провел под своей «крышей». Палатка не текла, вещи все были тоже сухие, и мне было совсем не плохо. Только к вечеру, к концу работы, в поселке выглянуло солнце. Рядом шумела наполненная дождевой водой река. Вверху, на горе, гудели автомашины, краны, экска ваторы, станцию Таюра заливал солнечный свет. Двух- и шестиэтажные, фигурные, с крутой крышей, теремками, дома, располо женные ступеньками по склону, выглядели с берега на фоне сопки очень живописно. Строители станции, шефы из Армении, от делку двухэтажного здания вокзала, постро енного из розового туфа, с высоким главным входом и островерхими оконными проемами, вели на свой манер, с лепкой карнизов и ор наментом в восточном стиле. На красной, высоко возвышающейся над землей трубе котельной белыми кирпичиками сверху вниз выложено: «Тепло Армении — Сибири». В реке Нйя, кстати, очень чистой, прозрач ной, с галечным дном, водится, говорят, мно го хариусов. Я пробовал, поймал только одного, но и то получил уху. Я пробыл у поселка Таюра целый день, после переезда отдохнул, как на берегу ре ки в загородной поездке. На следующее утро тоже моросил дождь, но надо было идти. Пошел пешком, накрыв рюкзак полиэтиленовой пленкой и в надежде на попутную машину, решив поезда, кото рый здесь ходит только раз в сутки и поздно вечером, не ждать. Мост на 68-м километре. «Строительство моста ведет МО-44. Нач. участка Коростылев В. П., бригадир Савель ев В. А. Срок окончания строительства по обязательствам 1 июля 1981 года». Тогда было уже 22 июля. Два человека на мосту что-то сваривали газосваркой. Строительство моста 73-й километр — та кой же щит. Бригада все еще работала. Мосты с 73-го по 79-й км. Начальник участка и бригадир — те же. Срок оконча ния — июнь. Мосты сделаны. Мост 81-й км — июнь. Сделаны. Мост 82-й км — второй раз через Нию. Чуть-чуть доделывают. Срок — 1 июля. Доделывают понемногу, по два-три чело века, почти везде. Что-то затирают, что-то бетонируют. Так сказать, осталась «мело чевка». Одно дело взять обязательства, а другое дело дорогу сделать. А еще более иное дело дорогу сдать. Сдача зависит не только от тебя, но еще и от обстоятельств. Вот на до роге Тобольск—Сургут, гдр я был в 1976 го ду, это уже после шести лет, как была по строена дорога, все еще велись работы по ее подготовке к сдаче эксплуатационникам. Это шесть лет после постройки дороги! Ведь сложно. Постоянно выявлялись то тут, то там какие-нибудь недоработки — непредуга дываемые, неучтенные, непредсказуемые препятствия, дорога впервые пролагалась в таких местах, приходилось перестраиваться и исправляться на ходу... Конечно, трудно сти и задержки, портят картину, смазывают всю эффектность последних мгновений, от тягивают сдачу. Но там это не меняло глав- 139
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2