Сибирские огни, 1982, № 8
помирила. Живут теперь хорошо и спасибо говорят. Она стала называть имена, обстоятельст ву, при которых возникли угрозы очагу, в основном молодых семей, как ей удалось терпеливым словом соединять решивших расстаться. Чувствовалось, что тема эта ей особенно близка, и она объяснила почему: — Дружная семья все одолеть может: и болезни, и недостаток, и детей вырастят людьми. А если дома плохо, никакая самая лучшая работа ладиться не будет. Когда человеку с работы домой идти не хочется... — Он и приложится с горя. Так? — Не всегда. Бывает, и от пьянства се мья начинает разваливаться, а чаще от сен мейного раздора запивают. Тут как ни кинь — всюду клин. Но диагноз надо стараться определить точно, потому что средства от разных болезней разные. — Но ведь пьянство, говорят, корень всех пороков. — Не говорите! У нас в округе такой пример произошел, что все призадумались, подтянулись, и рюмка у иных стала дрожать в руке... Она рассказала, как алкоголь довел чело века до психоза, и, пьяный, погиб он в петле, надетой собственной рукой. — Ничего мы не могли сделать,— печаль но призналась она.— Пили они вместе с женой. Она и сейчас горе свое заливает. Может, и казнится, что допустила до всего этого... — У вас в магазинах сейчас совсем би ном не торгуют. Не обижается народ? — Еще чего! Ведь — страда. День год кормит... Вот пройдет она, начнутся свадьт бы, тогда, конечно, не обойтись. Неужели вы молодых стаканом чая поздравите?! Я и в городе видела, в Дворце, где женят,— по бокалу шампанского всем наливают. Как медик, она должна бы осуждать, не годовать, напоминать о циррозе печени, как это делают авторы популярных брошюр сан просвета. Но разве повернется у нее язык сказать такое человеку, который и работает хорошо, и у людей в чести, но в празднйки или на семейном торжестве, по случаю наг рады поднимет рюмку, отвечая на приветст вия или поздравляя товарища? Нет, не пой мут ее, если она людей и не склонных к по-- року начнет лицемерно отвращать от него, невольно выставляя себя святее римского папы. Переключая разговор на более важные и и приятные для нее темы, Раиса Николаевна говорила: — Добились мы, чтобы по моему округу проложили водопровод. От него, верите, на строение у людей изменилось! Теперь проби ваем дороги... Депутата волнует состояние участковой больницы («Позор! Если не построим, врач от нас уедет. Сколько можно терпеть вре мянку?»), торговля детским питанием для грудников («Искусственники есть и на се ле») и десятки других проблем. И все они больше или меньше зависят от н р а в с т в е н н о с т и людей, которые ими занима ются. Тот же «министр торговли» в первые же минуты нашего разговора подчеркнул: «Ра страт у нас не наблюдается больше шести лет». Этим он как бы предъявил визитную Ш карточку коллектива всех своих предприя тий. Торговля вообще дело сложное и тонкое, а на селе особенно. Как ни странно, на пер вый взгляд, маленькую точку труднее конт ролировать, в ней больше соблазнов и пре ступных способов их реализации. Вот уж где совесть, действительно, является лучшим, а нередко и единственным контролером. Под началом Николая Никифоровича Хмыза десять магазинов — универмаг, хоз маг и гастроном, остальные — смешанные, с товарами повседневного спроса. Обслужива ют они около трех тысяч человек в пяти на селенных пунктах. — Кадры у нас постоянные. Занимают должности по десять — пятнадцать лет. Сам я работаю двенадцать лет. Было интересно узнать, откуда здесь вер буют . стабильные и «безгрешные» кадры Ларчик открылся просто — для ответствен ного дела подбирают известных народу, вы росших на алтайской земле людей. Колц Хмыз из воронежской деревни Хмы- зовки оказался здесь двенадцатилетним пар нишкой в канун войны вместе с отцом и ма терью. Теперь уже не узнать, какие жизнен ные планы строил отец, переезжая в такую даль. Судьба отпустила ему лишь полгода жизни на сибирской земле, да столько же на фронте — он погиб в начале сорок второ го. Колхозники села Инюшово (теперь оно в составе «Сибирских огней») поддержали осиротевшую многодетную семью переселен цев. Окончив семилетку, Коля работал в колхозе, потом служил срочную. Тогда ар мия была еще полна живых свидетелей и традиций отгремевшей войны. Начиная с младших, у многих командиров сверкали бо евые награды, золотые и красные полоски ранений. Детей войны воспитывали фронто вые друзья не вернувшихся с нее отцов. Это была школа подлинного патриотизма, само отверженной гражданственности, верности Родине и товарищескому долгу. И хотя не так уж велик был срок службы, именно „она сформировала духовный облик и утвердила жизненные принципы молодого человека. Главный из принципов — честно служить людям, делу, которое они доверят. Вернувшемуся солдату колхозники дове рили избу-читальню. Но уже через год ста ло Ясно, что ему можно доверить и более масштабное дело. Его избрали депутатом и председателем Инюшовского сельсовета, и на этом посту он проработал почти семнад цать лет. Николай Никифорович без восторга встретил предложение занять главный пост в местном торговом ведомстве. Как депутат, он знал, что оно нередко вызывает нарека ния избирателей, и пошел на эту работу, по скольку армейские уставы не допускали от каза от трудного задания. Хмыз в мельчайших деталях постиг все тонкости сельской торговли, которая кое в чем сложнее, чем в крупном ЦУМе. Продав цов раз, два и обчелся, а ассортимент надо расширять по возможности до городского. Надо повышать культуру продажи, а из де сяти магазинов три. годятся разве что на слом. Желательно развивать специализацию, но это противоречит объему оборота. Вот пример. Любитель книги, как многие в «Си бирских огнях», Хмыз открыл специализи рованный книготорг. «Но продавец не смог
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2