Сибирские огни, 1982, № 8
как в престижном, так и в личном плане по части премий и других благ. Он выполнял это поручение не как дисциплинированный службист, а потому, что видел за ним н р а в с т в е н н ы й н а с т р о й всего общества, ко торое удовлетворяло свои насущные пот ребности в десяти его торговых точках. Не буду утверждать, что «Сибирские ог ни» — коллектив трезвенников. Не встречая на улицах пьяных людей или «“с душком» на рабочих местах, я как-то не задумывался, насколько остра и сложна проблема пьян ства, называвшаяся и на XXVI съезде пар тии. Содержательное, интересное, острое вы ступление старейшего калининского писате ля Петра Дудочкина против пьянства в журнале «Наш современник» (№ 8, 1981 г.) не может не вызвать одобрения и поддерж ки у каждого, кто думает о духовном облике советского человека. Не могут не ужасать приведенные цифры расходов на водку —. каждый десятый рубль! Но автор статьи выдвигает свою главную мьГсль в’ заглавии: «Трезвость — норма- жизни». В идеальности этой нормы нет сомнений. А какими средст вами эту норму выполнить или хотя бы при близиться к ней? Не есть ли она среди сегод няшних рек пьянства всего лишь прекрасно душная мечта? Не знаю, кем был наполнен зал, описыва емый П. Дудочкиным, устроивший овацию лектору, пропагандировавшему закон, вве денный неким «мусульманским лидером»: за появления в пьяном виде наносить шестьде сят палочных ударов... Не знаю, кто был в этой аудитории, но боюсь, что даже среди восклицавших «Правильно! Хорошо!. Так и надо» присутствовали граждане, кои в по следующем прикладывались к рюмочке, буду чи уверенными, что милицейская дубинка (которой у нас нет) не накажет их согласно мусульманским постулатам. Ханжество противно всюду, но особенно в обличении пороков. Оно, если хотите, поддерживает порок, как всякая ложь. Не трудно заметить, что цные люди,, когда по- 'роки оставили их — по состоянию здоровья, возрасту или другим причинам,—делают вид, что это он и оставили, а не их оставили. Так, один мой приятель, заядлый охотник, хвалившийся ранее богатыми (больше, чем у всех!) трофеями, после того, как его стукнул на озере инфаркт, вдруг перевоплотился в страстного врага охоты, которая «антигуман на», «уничтожает природу» и т. д. Раньше это называлось замаливанием грехов, что по-человечески понятно. Как называть те перь,— не знаю... Столь же сомнительна идея возрождения в широком масштабе «обществ трезвости», , «клубов непьющих», разделение всего обще- ' ства по .признаку отношения к рюмке. Даже во время расцвета таких обществ (Всесо юзное— в 1928 году) оно привлекло лишь 0,15% тогдашнего населения страны. Я не хочу сказать ничего предосудитель ного об объединениях трезвенников. Они достойны уважения, как любые самодея тельные организации с благородными целя ми. Тем более, что теперь они могут опе реться на цитируемую резолюцию XXVIII Всемирной ассамблеи здравоохранения, признавшей, что «алкоголь необходимо счи тать наркотиком», а всех нас, следовательно, наркоманами.,. Нет, не этот путь, попахивающий сектант ством, может привести к норме жизни — трезвости, победе над пьянством. На борьбу с этим уродливым явлением', как говорилось на XXVI съезде КПСС, «должны быть на правлены усилия всех трудовых коллективов, всех общественных организаций, всех ком мунистов». Кстати, пример такой всенародной борьбы приводит и П. Дудочкин, цитируя «Случай ные заметки» Ленина: «...в Архангельской губернии некоторые селения еще в 1899 го ду составили приговоры, чтобы у них не от крывали винных лавок». Так что, на мой взгляд, нечего бояться и сейчас некоторых самодеятельных ограничи тельных мер, хотя они и находятся в фор мальном противоречии с официальными пра вилами советской торговли, регламентирую щими продажу зелья лишь в часах, а не в связи с конкретной экономико-социальной обстановкой в том или ином поселке, колхо зе, совхозе, на предприятии. Важно лишь, чтобы эта регламентация не воспринимав лась как голое 'административное распоря жение, а носило характер «народного при говора». В Новоманошкине так дело и об стоит. До того,,как мне довелось стать свидете лем эпизода в парткоме, я разговаривал с депутатом сельсовета Раисой Николаевной Габович, старшей медсестрой участковой больницы. Уроженка Воронежской области, она‘приехала сюда после окончания, учили ща и работает около четверти века. Она вросла, что называется, всеми корнями в но- воманошкинскую жизнь не только во1време ни, но и в силу своей специальности. В де ревне настоящий медработник у всех на вич ду и, как никто другой, осведомлен обо всех. Казалось бы, не надо искать, других объяснений, почему вот уже шестой созыв избиратели отдают за нее голоса. Но такое дополнительное объяснение есть — граждан ские и человеческие качества медсестры. Еще до того, как началась ее депутатская деятельность, к ней ходили люди не только с болезнями, а и с другими житейскими го рестями. Ее жизненные советы стали ценить ся не меньше, чем аптечные рецепты. Рас хожее выражение «дойти До души человека», . расположить к себе, вникнуть и облег чить чужую беду — эти качества были словно дарованы ей самой природой. Округ, который она представляет в Сове те, не ровня городским -—всего сорок с лиш ним домиков. В каждом свои радости'и , печали, тревоги и недуги, рабочие и —отра ботавшие свой век деды и бабы, молодые се> мьи, женихи и невесты, подростки и ползун ки. Разговор о нравственности она начала С ответа на мой вопрос, чем приходилось и приходится ей заниматься как депутату. — Всякое бывает... Приходится и от вина отваживать, и к семье приваживать. Семей ные дела самые трудные. Пока молодые друг другом 'бросаются, от каждой ссоры такие искры летят, что, гляди, и соседи за горятся. То от рерности, то родные подзужи вают сынка или дочку... — А пьянство? — Есть любители выпить... От этого одна семья рухнула, а зато от других причин пять семей чуть не развалилось. Но я не дала, 133 I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2