Сибирские огни, 1982, № 8
мещение, бвладеют добрыми советами НОТ, можно будет эти таблички снять и... пове сить другие, более сложные по содержанию,, тексту, подтексту и воздействию на созна ние. Например, я недавно встретил прекрас ное изречение в таком месте, какое, казалось бы, не очень подходило для пропаганды вы сокой морали да еще в высокохудожествен ном афористическом выражении. В проход ной пивоваренного комбината висел изящ ный плакат со словами Иоганна Вольфганга Гете: «Поведение — это зеркало, в кото ром каждый показывает свой лик». Около него обязательно останавливались торопли вые экспедиторы, приехавшие за хмельной продукцией и, как правило, уже «прикоснув шиеся» к ней. Они перечитывали раз-другой, а то и третий непривычные для стенной аги тации слова, понимающе «гмыкали», улы бались, почему-то трогали небритые подбо родки и смущенно отводили взгляды от плакатика, словно он и был зеркалом... Во многих директорских кабинетах дове лось побывать, но, честное слово, ни один не сохранился в памяти — как рабочее поме щение. При воспоминании лишь слепит гла за блеск полированной мебели,,изредка — рифленых обоев, которые больше подошли бы для спальни или столовой, вагонного ку пе или піроходной каюты. Я, конечно, нарушил заповедь «быть крат ким» в описании директорского кабинета, прихватив часть проблемы наглядной аги-» тации, но это неотделимо от основной нашей темы —об атмосфере коллективного твор чества. Совхоз — не институт, не учреждение (где, впрочем, далеко не всегда соблюда ются многие совхозные заповеди), воспита ние людей должно быть здесь постоянным, системным, настойчивым, на манер школь ного —от ступени к ступени. «Дома и стены помогают» — гласит по словица. А почему'они не могут помогать на работе? Возвращаясь к строительству, кормоцеха, надо особо подчеркнуть, что его проект, рожденный коллективом специалистов сов хоза, был материализован коллективом ра бочих хозяйства. Никаких подрядчиков и тем более шабашников! Лучше и экономнее! — .Стены возводили наши каменщики, монтаж вели наши механизаторы, отладку, пуско-наладАчные работы — наши специали сты,— говорил мне директор. Он мог бы еще и добавить, что все они «не теряли бодрости духа при столкновении с трудностями», «исходили из фактов, кри тически оценивая обстановку», «были вни мательны к чужому мнению, даже если оно неверно», «не боялись эксперимента» и, «проявляя энергию и настойчивость, доби вались победы». Кормоцех в «Сибирских огнях» считается одним из лучших в районе н даже крае. Его часто называют не цехом, а заводом. Можно бы привести немало аналогичных примеров осуществления хозяйственных инициатив. Но, поскольку мы не берем на себя детальный анализ экономики совхоза, скажем лишь о ближайших планах. Это — расширение комплекса, укрепление кормовой базы, повышение урожайности всех культур, особенно зерновых. Мы привыкли мерить сибирские хозяйст- 132 ва .сибирской меркой. Если приложить ее, скажем, к какому-нибудь району Калуж ской, Ульяновской или Курской области, то сопоставление будет явно в пользу совхоза. Но там и климат помягче, и людей поболь ше на квадратный километр, и опыт земле делия и животноводства на несколько веков старше. Говорено с самых высоких трибун: нелег ко сибирякам. И надо говорить об этом, не пугаясь конъюнктурных обвинений в намере нии прикрыться трудностями. Было время, когда одного новосибирского географа тряс ли за то, что он якобы «сгущает картину сибирской зимы»! Это, дескать, может ис пугать потенциальных переселенцев... Напутствуя бойцов Всесоюзного ударно го комсомольского отряда имени 25-летия це лины, Л. И. Брежнев пожелал им стать «старожилами», найти свое человеческое счастье в краю, суровость которого не раз упоминалась, а трудности освоения не пре уменьшались. Новоманошкинский совхоз —•ровесник це лины и, в известной степени, ориентир в по исках'решения вопросов, которые еще оста лись не до конца разрешенными в более эффективном использовании освоенных про странств, Мы имеем в виду прежде всего тот разрыв в материальном и духовном разви тии, который грозит многими бедами. При этом часто имеется в виду отставание духов ного от материального, последствия стра- ,ста к обогащению, развитие «вещизма», идол приобретательства и тому подобное. Но бывает и по-иному... Нравственность За весь день я встретил лишь одного огорченного человека. Да и то это впечатле ние оказалось внешним, и человека правиль нее было бы назвать озабоченным. — Предупреждаю: план провалим,— ска зал он собравшимся членам парткома. Предупреждение почему-то вызвало весе лую реакцию. — Вот и хорошо!—отозвался кто-то. — Не первый раз — выкрутишься,— заме тил парторг.— Проси, чтобы помогли строй материалами, краской, посудой, тогда, мо жет, и план вытянешь. Плотный, коренастый, лет за полета оза боченный человек отрицательно мотнул го ловой. — Дефицит всем нужен, а разверстка давно сделана... Нет, не будет плана. И вы же меня будете за это тягань. Верно? — Верно,— подтвердил парторг,— и за это, и за т о. За невыполнение — как с на чальника, а за выполнение — как с комму ниста. 1 > Вмешался предрабочкома: — К чему этот разговор? Первый раз, что ли? Нет, не первый раз администрация совхо за, партком и рабочком ставили своего «ми нистра торговли» в такое положение. Перед каждой страдой и на все ее время магазин ная сеть «оголялась» в винно-водочном ас сортименте. Такое партийное поручение да валось коммунисту Хмызу, и он, надо ска зать, честно его выполнял, хотя и нес потери
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2