Сибирские огни, 1982, № 8
— Толя Маношкин! — чуть сбавив тон, произнесла Евдокия Ильинична. — Анатолий Петрович. После школы ра ботал, отслужил срочную, вернулся на ста рое место. Водитель, властелин сельских трасс... — Юрочка Зеленин. — Юрий Николаевич. Благодарности ко. мандования. Водил боевую машицу, те перь — совхозный трактор. Женат. — Гена Коровкин. — Геннадий Васильевич. Отводил там, те. перь водит здесь. Женат. — Сережа Полянский. — Сергей Михайлович. Отслужил, отво дил. Снова водит. Женат... Продолжать? Можно было ответить словами старинно го романса — «не надо слов...» К чему про должать, если и так ясно, что процент «ос. таваемости» выпускников сельской школы в совхозе равен проценту «возвращаемости» тех же парней из армии, из техникумов и вузов и выражается кругленьким числом — единицей с двумя нулям»! Ни один выпускник новоманошкинской школы не покидает совхоза. Ни один! Пар торг силился вспомнить хотя бы одного и в хонце концов вспомнил: парень уехал со спе- циалистами-родителями по новому месту их назначения. Пока Минпрос, его органы на местах, ин ституты Академии педагогических наук с участием психологов, социологов и других специалистов ищут и вычисляют возмож ный процент «оставаемости» сельских вы пускников в сельском производстве, который колеблется в сибирских районах в весьма значительном диапазоне, в Новоманошки- не эта проблема решена в самом оптималь ном варианте. Неясной мне оставалась пустяковая де таль-си стем а решения проблемы: каким калачом удерживают образованных ребят в селе и, более того, заманивают обратно пос ле армейской службы, когда справа кличет мододежь Барнаул, а слева — Заринск? — Это результат правильной профориен тации нашей школы на совхозные дела,— галантно, высказалась кадровичка. — Что вы! — застеснялась учительница.— Что бы мы делали без совхоза? Прежде чем мы стали-ориентироваться на совхоз, он сам сориентировался на школу. Для начала построил на свои средства прекрасное зда ние. Потом дал машины. Затем выделил спе циалистов. В результате любой парнишка с младых ногтей начинает бредить техникой. И не бином Ньютона ему снится, а баранка автомобиля или рычаги трактора. Он забо левает вирусом «М» — механизации. Педа гоги всех предметов тут бессильны. А ког да в летне-каникулярную страдную пору старшеклассник на школьнотсовхозной тех нике, пусть старенькой, латаной-перелатан- ной, отработает настоящую смену, то не только профориентация, но и ориентация на весь жизненный путь завершена и необра тима! — Это дело чести прежде всего комму нистов совхоза, чтобы каждый парнишка, покидая десятилетку, имел' механизатор скую специальность,— сказал парторг,— и знал, что его ждет машина. Да его за уши не оттащишь, даже если машина старенькая. Такие мы им и даем. На них они подраста ют до армии. Парень дает нам клятву в верности коллективу, его закону чести, а мы его посвящаем в рабочие. Однако теп личных. условий не создаем, спрашиваем, как со всех, не балуем. Ну, поскольку на чинают ребята работать на старой технике* прикрепляем опытных наставников. — На этой старой технике они въезжают из школьного класса в рабочий класс,— за метил председатель рабочкома —А новую полагается заслужить. Вернее — отслужить... Тут мы подошли к еще одному секрету новоманошкинской профориентации. Не только призывникам — любому пацану здесь известно гласно-негласное соглашение ди рекции совхоза с питомцами школы: каж* дому по возвращении с армейской службы причитается самоновейший экземпляр техни ки — трактор, автомобиль, комбайн. Обяза тельно новый! С иголочки! С техталоном, на котором еще не высохла печать ГАИ о по становке на учет! Хотя местная почта свято соблюдает тай ну личной переписки, но каким-то образом всем давно известно, что главная тема сол датских писем — какие машины получает совхоз и на всех ли демобилизованных хва тит? Тут дирекция изо всех сил строго соблю дает свое обещание. Был, правда, случай, когда демобилизованному вручили вместо трактора^ пассажирский автобус. Но тоже — новейший, с сиденьями в полиэтиленовых пленках. Объяснили солдату, что без ин фраструктуры, то есть поселкового транс порта, тоже обойтись нельзя. В том же ряду — направление ребят в техникумы и вузы на совхозные стипендии. И тут — стопроцентная возвращаемое™. Этим готовят к приезду семейную квартиру, как правило, благоустроенную, получше, а машину, как заведутся деньжата, покупай — в очереди сейчас не больше десятка претен дентов. ,4- Это мы вам про парней рассказыва ли,— вздохнула кадровичка.— С девчатами хуже... Нету ста процентов. Замуж выхо дят. Неорганизованно. Не строго по месту жительства. Да и не всем мы еще такие места приготовили, чтобы они за них хва тались. Хотя раньше в доярки туго шли, а теперь на новый животноводческий комп лекс не сразу и попадешь. Мастер машинно- го^доения — престижная должность. Вот к ней школа и должна готовить девчат. И к другим профессиям, которые нужны на се ле. Тогда и замужество не станет помехой к закреплению молодых женских кадров. Детский сад у нас есть, строим новый — в три раза больше... — С профориентацией девушек надо все начинать сызнова,— согласилась учитель ница.— Служба быта не должна оставаться их единственным уделом. Для девочек мы организуем класс мастеров машинного дое ния. Возможно, преподавать пригласим Марию Васильевну Камагорову, которой не давно вручили орден Ленина за самые вы сокие надои в районе и всей восточной зоне. Таковы новоманошкинские «секреты мо лодости»— поправки к демографическому спаду. Я бы, сказал, весьма честолюбивые планы и замыслы, реализация которых про должит не только старые, рабочие династии, но положит начало династиям новым, века двадцать первого, который не за такими уж дальними горами! 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2