Сибирские огни, 1982, № 8

— Толя Маношкин! — чуть сбавив тон, произнесла Евдокия Ильинична. — Анатолий Петрович. После школы ра­ ботал, отслужил срочную, вернулся на ста­ рое место. Водитель, властелин сельских трасс... — Юрочка Зеленин. — Юрий Николаевич. Благодарности ко. мандования. Водил боевую машицу, те­ перь — совхозный трактор. Женат. — Гена Коровкин. — Геннадий Васильевич. Отводил там, те. перь водит здесь. Женат. — Сережа Полянский. — Сергей Михайлович. Отслужил, отво­ дил. Снова водит. Женат... Продолжать? Можно было ответить словами старинно­ го романса — «не надо слов...» К чему про­ должать, если и так ясно, что процент «ос. таваемости» выпускников сельской школы в совхозе равен проценту «возвращаемости» тех же парней из армии, из техникумов и вузов и выражается кругленьким числом — единицей с двумя нулям»! Ни один выпускник новоманошкинской школы не покидает совхоза. Ни один! Пар­ торг силился вспомнить хотя бы одного и в хонце концов вспомнил: парень уехал со спе- циалистами-родителями по новому месту их назначения. Пока Минпрос, его органы на местах, ин­ ституты Академии педагогических наук с участием психологов, социологов и других специалистов ищут и вычисляют возмож­ ный процент «оставаемости» сельских вы­ пускников в сельском производстве, который колеблется в сибирских районах в весьма значительном диапазоне, в Новоманошки- не эта проблема решена в самом оптималь­ ном варианте. Неясной мне оставалась пустяковая де­ таль-си стем а решения проблемы: каким калачом удерживают образованных ребят в селе и, более того, заманивают обратно пос­ ле армейской службы, когда справа кличет мододежь Барнаул, а слева — Заринск? — Это результат правильной профориен­ тации нашей школы на совхозные дела,— галантно, высказалась кадровичка. — Что вы! — застеснялась учительница.— Что бы мы делали без совхоза? Прежде чем мы стали-ориентироваться на совхоз, он сам сориентировался на школу. Для начала построил на свои средства прекрасное зда­ ние. Потом дал машины. Затем выделил спе­ циалистов. В результате любой парнишка с младых ногтей начинает бредить техникой. И не бином Ньютона ему снится, а баранка автомобиля или рычаги трактора. Он забо­ левает вирусом «М» — механизации. Педа­ гоги всех предметов тут бессильны. А ког­ да в летне-каникулярную страдную пору старшеклассник на школьнотсовхозной тех­ нике, пусть старенькой, латаной-перелатан- ной, отработает настоящую смену, то не только профориентация, но и ориентация на весь жизненный путь завершена и необра­ тима! — Это дело чести прежде всего комму­ нистов совхоза, чтобы каждый парнишка, покидая десятилетку, имел' механизатор­ скую специальность,— сказал парторг,— и знал, что его ждет машина. Да его за уши не оттащишь, даже если машина старенькая. Такие мы им и даем. На них они подраста­ ют до армии. Парень дает нам клятву в верности коллективу, его закону чести, а мы его посвящаем в рабочие. Однако теп­ личных. условий не создаем, спрашиваем, как со всех, не балуем. Ну, поскольку на­ чинают ребята работать на старой технике* прикрепляем опытных наставников. — На этой старой технике они въезжают из школьного класса в рабочий класс,— за­ метил председатель рабочкома —А новую полагается заслужить. Вернее — отслужить... Тут мы подошли к еще одному секрету новоманошкинской профориентации. Не только призывникам — любому пацану здесь известно гласно-негласное соглашение ди­ рекции совхоза с питомцами школы: каж* дому по возвращении с армейской службы причитается самоновейший экземпляр техни­ ки — трактор, автомобиль, комбайн. Обяза­ тельно новый! С иголочки! С техталоном, на котором еще не высохла печать ГАИ о по­ становке на учет! Хотя местная почта свято соблюдает тай­ ну личной переписки, но каким-то образом всем давно известно, что главная тема сол­ датских писем — какие машины получает совхоз и на всех ли демобилизованных хва­ тит? Тут дирекция изо всех сил строго соблю­ дает свое обещание. Был, правда, случай, когда демобилизованному вручили вместо трактора^ пассажирский автобус. Но тоже — новейший, с сиденьями в полиэтиленовых пленках. Объяснили солдату, что без ин­ фраструктуры, то есть поселкового транс­ порта, тоже обойтись нельзя. В том же ряду — направление ребят в техникумы и вузы на совхозные стипендии. И тут — стопроцентная возвращаемое™. Этим готовят к приезду семейную квартиру, как правило, благоустроенную, получше, а машину, как заведутся деньжата, покупай — в очереди сейчас не больше десятка претен­ дентов. ,4- Это мы вам про парней рассказыва­ ли,— вздохнула кадровичка.— С девчатами хуже... Нету ста процентов. Замуж выхо­ дят. Неорганизованно. Не строго по месту жительства. Да и не всем мы еще такие места приготовили, чтобы они за них хва­ тались. Хотя раньше в доярки туго шли, а теперь на новый животноводческий комп­ лекс не сразу и попадешь. Мастер машинно- го^доения — престижная должность. Вот к ней школа и должна готовить девчат. И к другим профессиям, которые нужны на се­ ле. Тогда и замужество не станет помехой к закреплению молодых женских кадров. Детский сад у нас есть, строим новый — в три раза больше... — С профориентацией девушек надо все начинать сызнова,— согласилась учитель­ ница.— Служба быта не должна оставаться их единственным уделом. Для девочек мы организуем класс мастеров машинного дое­ ния. Возможно, преподавать пригласим Марию Васильевну Камагорову, которой не­ давно вручили орден Ленина за самые вы­ сокие надои в районе и всей восточной зоне. Таковы новоманошкинские «секреты мо­ лодости»— поправки к демографическому спаду. Я бы, сказал, весьма честолюбивые планы и замыслы, реализация которых про­ должит не только старые, рабочие династии, но положит начало династиям новым, века двадцать первого, который не за такими уж дальними горами! 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2