Сибирские огни, 1982, № 8

Так я оказался в этот полуденный час в почти пустом двухэтажном здании, где большинство дверей было распахнуто с пат. риархальной деревенской доверчивостью, которую стыдно было нарушать командиро. Войной бесцеремонностью. Изрядно прождав, я все же переступил порог коробки из двух дерматиновых две­ рей и очутился в директорском кабинете. Огромный стол стандарта пятидесятых годов был родным братом журнального редактор, ского стола, что само собой опять-таки тол­ кало к параллелям, на сей раз веселым, «Глубокоуважаемый сибогневский стол...» — тихо произнес я. Я покинул директорский кабинет и на одном из стульев в приемной заметил забы­ тую кем-то маленькую газетку. Это был один из первых номеров «Нового времени», два месяца назад ставшего органом Зарин- ского горкома КПСС, городского и районно­ го Советов народных депутатов. Вторую по. лосу занимала «Страница передового опыта» под аншлагом: «Что дает звеньевая система на Новоманошкинском комплексе совхоза «Сибирские огни». Судя даже по одной этой строке, «тезка» выглядел совсем неплохо на общерайонном экране, за него можно было не краснеть. Во врезке к полосе упоминалось, что в первый год работы на комплексе получали по 1800 килограммов молока от коровы, а в следу­ ющий — 2800, что сначала первым сортом сдавали менее трети продукции, а в новом году почти 85 процентов... Случилась эта оказия весной восьмидеся­ того. В течение последующих двух с лиш­ ним лет я уже не случайно, а намеренно бывал в здешних местах, разговаривал с людыйи в совхозе и у себя дома. Теперь, обобщая наблюдения и впечатления, я пони­ маю, что мне довелось находиться у одного из истоков исторического события — приня­ той майским (1982 г.) Пленумом ПК КПСС «Продовольственной программы СССР на период до 1990 года». Она рождалась на базе аграрной политики КПСС, мыслей и чаяний' народных, опыта миллионов таких же тружеников, как и те, с которыми я по­ знакомился в этом алтайском совхозе. Генеральный секретарь ЦК КПСС това­ рищ Л. И. Брежнев в докладе на Пленуме .отмечал, что Органической частью продо­ вольственной программы являются меры по социальному переустройству села, претворе­ нию в жизнь одной- из важнейших задач партии, научно обоснованной марксизмом- ленинизмом. В тот первый приезд в «Сибирские огни» меня заставили остаться здесь не скромные его производственные показатели, а зримые черты социальных перемен. И первым сюр­ призом был занимавший полстены в кори­ доре плакат, который я увидел, выйдя из приемной: ЗАКОН ЧЕСТИ РАБОТНИКОВ «СИБИРСКИХ ОГНЕЙ» Вот тебе раз! Не «Правила внутреннего распорядка», положенные по уставу соци­ алистического предприятия, не «Моральный кодекс строителя коммунизма», не всевоз­ можные инструкции — по технике безопас­ ности, пожарному делу, санпросвету, а «3 а. к о н ч е с т и»! По элементарной логике такой документ должен был вобрать в себя все наиглавнейшие установления и привес­ ти их к какому-то общему знаменателю. Так и оказалось. Общий знаменатель «За­ кона чести» был выражен в его заключи­ тельных строках: «Быть патриотом «Сибирских огней», пом­ ня, что их доброе имя и авторитет— в по­ ведении каждого из нас, в наших делах и поступках». Этот «закон», принятый на общем собра­ нии коллектива совхоза 12 января 1979 го­ да, мог быть одобрен и редколлегией од­ ноименного журнала, собранием старых ли- тераторов-«огнелюбов» и прирастающего ежегодно молодого авторского актива. Я целиком и полностью принял этот закон для себя и, изменив маршрут, остался в Но. воманошкине, чтобы познакомиться с селом, где не только пашут, сеют, пасут и доят, но еще и пишут «законы». Разумеется, интерес вызывало не только законотворение, но го­ раздо сильнее — законоисполнение. Действи. тельно ли здешние «сибогневцы» работают так, чтобы «не терять ни одной минуты ра­ бочего времени», подчиняя «весь трудовой ритм безусловному выполнению плана»? Все ли стараются «быть по-хозяйски бережли­ выми»? Воспитывают ли , «молодых в духе творчества и новаторства»? Передают ли «опыт ветеранов»? Наконец, удается ли им в рамках своего закона «удерживать това­ рищей от нарушений»?.. Следуя железным очерковым канонам, мне следовало бы начать знакомство с хо­ зяйством с его экономических параметров, балансов, сводок, отчетов, рапортов и док­ ладных, которые заполняли папки на ди­ ректорском столе. Делать это, однако, не хотелось по двум причинам. Во-первых, по­ тому, что они были уже в какой-то мере из­ вестны из мельком просмотренной районной газеты — отсталому хозяйству «страницу передового опыта» не посвящают. А во-вто. рых, высокое слово «Честь» не так уж часто выносится на знамя коллектива и объявля­ ется ЗАКОНОМ жизни целого села! Когда речь заходит о чести, многим из нас приходит на ум расхожее указание бе­ речь ее смолоду. А потом? Когда жизнь по­ треплет, помесит, прижмет на крутых пово­ ротах? Когда она, сбереженная поначалу, станет альтернативой благополучию? Хотя и известно, что «торг честью не обо­ гащает», сколь часто еще такой торг проис­ ходит! Не потому ли, что само понятие чести как-то размыто и абстрагировано, Превращено в один из рядовых нравствен­ ных стимулов? Между тем еще великий французский мыслитель писал, что «понятие о чести — наиболее сильный стимул нрав­ ственности, чем всякие уложения о наказа­ ниях». А Виссарион Белинский ставил понятие чести еще выше: «Честь есть краеугольный камень человеческой муд­ рости». Вот с таких позиций и представилось мне важным рассмотреть село Новоманошкино и совхоз, как бы он ни назывался. В конце концов, «Сибирскими огнями» назвали и ресторан в Омске, надо полагать, без наме­ ков на пока еще недоизжитые известные пережитки в поведении отдельных представ вителей журнального цеха... 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2