Сибирские огни, 1982, № 7
она испытывала смутное неудобство и старалась прислониться к какой- нибудь стенке или шкафу, чтобы не торчать над всеми. А в остальное время она об этом не Вспоминала и никогда не сутулилась, чтобы казать ся ниже. Единственная дочь обеспеченных родителей (она слышала, как друзья называли отца сибирским министром), мать— врач. Тут бы до ченьке избаловаться, изнежиться, но этого не случилось. Причина — ро дители, хотя они вовсе не применяли какой-то заранее продуманной программы воспитания. Они просто жили и работали у нее на глазах, вместе с ней. И утренней гимнастикой, как правило, не занимались, вре мени не хватало. Вместо зарядки убирали постели (все вместе) или вы носили мусорное ведро (папа), или бежали за свежим хлебом и молоком (кто-то из них троих, а с первого класса чаще всего Оля). Потом тороп ливо завтракали, уже отталкиваясь друг от друга, уходя в свои заботы. Выходили из дома вместе, папу ждала машина, и он «подбрасывал» ма му до ее больницы, а Оля шла в школу пешком, потому что было недале ко и в другую сторону. Работа, работать— это было так привычно, естественно, необходи мо, что по смыслу совершенно сливалось со словом «жить». Оля с детских лет привыкла к тому, что папа приходил поздно или надолго уезжал, а мама звонила с работы и сообщала, что задержится и поэтому доченька сама должна поужинать и лечь спать. Потом у нее самой началась му зыкальная школа, средняя школа с преподаванием ряда предметов на немецком языке, общественные поручения — тоже трудовая жизнь. Музыке она училась добросовестно, но без особых успехов. Папа почему-то все спрашивал: «Ты когда научишься играть «Жаворонка» композитора. Глинки?» Она удивлялась и пожимала плечиками. А потом научилась. И однажды сыграла папе нехитрую мелодию, которую он слушал с превеликим вниманием и расслабленно умиленным выражени ем лица. Папа спросил: «А спеть бы ты не смогла?» Оля попробовала: «Между небом и землей...» Но голоса не хватило, стала фальшивить и остановилась. Папа смотрел на нее затуманенным взглядом и снова не понятно-настойчиво попросил: «Мне бы хотелось, чтобы эту песню ты спела когда-нибудь на школьном вечере. А я бы пришел послушать». Она пыталась петь, но ничего не получилось. Зато в школе с преподаванием ряда предметов на немецком языке она была отличницей. Медаль, правда, не получила, хотя в аттестате были одни пятерки, за исключением черчения, по которому выставили ей четверку и ту с натяжкой, чтоб «не портить документ». На исторический факультет университета Оля пошла по глубокому собственному убеждению. Она много читала, особенно классиков. Кни ги открывали ей жизнь десятков поколений... Как краток человеческий век! Жалость и скорбь давили на ее неопытное сердце. Было нечто роко вое и безысходное в том, что точно так же, как теперь она, думали и чувствовали миллионы и миллионы людей, проживших на земле до нее... Не означает ли это, что всеобщая взаимосвязь всех явлений в приро де и обществе бесконечна не только в пространстве, но и во времени, что она охватывает не только материальные объекты, но и духовные? Конеч но, означает, решила Оля. А бесконечность во времени — есть бессмер тие. Значит, главное, чтобы эта всеобщая взаимосвязь никогда и нигде не оборвалась. И поэтому ничего нельзя забыть. В один из редчайших домашних, с мамой и папой, вечеров случился у них странный разговор. Мама сидела с вязанием, а папа... Папа лежал на^диване! И даже газеты положил на живот. Было очень удобно и по койно. Может быть, от необычности такого вечернего объединения папе и пришли на ум подобные мысли: — Вы знаете-.. Из городов исчезают старые звуки... Например, цо кот лошадиных копыт по булыжной мостовой. И грохот грузовой теле ги... Или — стук каблуков по деревянному тротуару... — А вот еще было: точитьножиножницы-ы! — почти пропела мама. 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2