Сибирские огни, 1982, № 7

Николай вдруг расхохотался. Может быть, ему надо было возмутиться такой политической неграмотностью комсомольца Подольского, а он расхохотался. Это ж надо, так все запутать и перепутать, а потом с ум­ ным видом выложить. Артист! Конечно, артист! — Ты вот что,— говорил Николай,— ты хоть не забудь, что тут наговорил. Для спора. Интересный же разговор может получиться. Не забудешь? — Напрасно смеетесь, товарищ! Мне грустно. — Я ж говорю — артист. Ну, ладно, будем считать, что договори­ лись. Я пошел. Дверцу-то поможешь потом снять? Бескорыстно.— И не удержался, опять захохотал. С тех пор, как он дал волю собственным мыслям и чувствам, они его заносили в такие мечтания, что он и сам изумлялся иным своим па­ радоксам. Но главным было чувство раскрепощенности. А с чего началось? С лекций по философии. Точнее сказать, по диа­ лектическому материализму. Их читал профессор. Да, именно профессор. Кто-то говорил, что вот, мол, такой молодой, а уже профессор. Ну, моло­ дым его, конечно, нельзя было назвать, коли он был старше своих студен­ тов почти вдвое. Он был моложав. Это точнее. Невысок. Ботиночки на высоком каблуке и сероватые волосы зачесаны так, что образуют, как раньше говорили, кок. Все для того, чтобы повыше казаться. Он даже когда лекции читал, то на носочки приподнимался, тоже для прибавле­ ния роста и еще от избытка вдохновения. У него была бородка, естест­ венно, клинышком. Внешность для студенческих языков развлекатель­ ная. Но лекции он им читал великолепные. Это они сразу поняли. Даже те, кто поначалу ничего в этих лекциях не понимал. В школе они, конеч­ но, проходили обществоведение, да что в голове-то осталось? Вначале его поразило вот что. Все знания о мире человек закрепляет для памяти в словах, в понятиях, в категориях. Но, оказывается, с по­ мощью науки логики понятия эти могут быть выведены одно из другого. Они все связаны друг с другом. Как и все в мире связано. И когда Анатолий об этом узнал и вот таким образом для себя по­ нял, то он сразу догадался, чего ему не хватало. Со школьных лет его все время торопили. Учи это, читай то, поступай так, веди себя вот эдак... И ни минуты передышки, чтобы самому разобраться. Чтобы понять, чего ты сам хочешь, что ты сам думаешь обо всем. Его заставляли заучивать готовые ответы, но не учили правильному методу, с помощью которого он мог бы сам докопаться до верного результата. Ну, а дальше пошло одно за другое цепляться. Он почувствовал, что стал думать вольно, освободившись от шаблонов, от штампов. Он ощу­ тил на себе, что означает слово «затрепетать», когда услышал от про­ фессора рассказ о ехиднейшем старикашке Зеноне, изобретшем такие па­ радоксы, что их и сейчас не могут объяснить. Это ему очень подходило! В самую пору подоспело! Уж не по этим ли причинам случилось с ним то, что случилось? Сей­ час бы ему сидеть на лекциях и писать конспекты, хотя, нет,'сейчас бы он экзамены сдавал, а не рассуждал с Малышевым в холодном гараже о соревновании... Тут Анатолий вспомнил о подогревателе и рысцой побежал в уголок, где стоял старый «газон» с открытым капотом, похожим на разинутый рот черепахи. Увы! Подогревателя уже не было. Устаревшей информа­ цией располагал Николай или просто недооценивал шоферов. Анатолий подошел к правой дверце, открыл и закрыл ее, замок работал нормально. Подумал, что, может быть, снять ее прямо сейчас, сделать такой благо­ родный жест, пока не сняли другие. Но поленился... Он точно помнил, что поленился. Сам Николай не спешит менять дверцу, а чего он-то будет торопиться? Пошел к своему самосвалу нога за ногу, влез в кабину и долго возился с утеплением, с трудом преодо­ левая тягучую лень. 20 ч»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2