Сибирские огни, 1982, № 7

В. Горн сумел выявить в Шукшине, глав­ ное — его органическую цельность как ху­ дожника и как человека. «Неповторимая, целрная личность самого художника — мо­ жет быть, это. и есть первое, на чем основа­ но поразительное единство мира Шукшина». Именно благодаря этой мысли критику уда­ ется не раздробленный, как это нередко случается, а единый, органичный социаль­ но-эстетический анализ разножанрового, разнопланового, неоднородного в стилевом отношении творчества Шукшина. В. Горн даже полагает, что «прозу Василия Шук­ шина, по всей вероятности, необходимо рас­ сматривать как качественно новое, эстети­ чески целостное повествование». В подобном повествовании, замечает кри­ тик, изобразительная манера писателя, его образная система не просто согласуются с мировоззрением самого художника, но и непосредственно вытекают из этого миро­ ощущения, из понимания социальной и ду­ ховной жизни народа. «Так почти всегда у Шукшина,— раз­ мышляет В. Горн над его рассказами.— Частное событие он переводит в общефи­ лософский план...» Более того, наблюдая за движением и развитием рассказа в твор­ честве Шукшина, его эволюцией, критик приходит к выводу, что с укрупнением и углублением мироощущения писателя меня­ ется и стилистика его произведений. Страстный «авторский голос», появивший­ ся со временем в рассказах Шукшина,— черта далеко не случайная. Шукшин всегда отличался повышенным нравственным чув­ ством и обостренной гражданственностью. Учитывая это, автор монографии пытается создать не только социально-эстетический, но и нравственный портрет писателя, отра­ женный в зеркале его творчества; «Соци­ ально-нравственный протест писателя обра­ щен против людей «устоявшихся», доволь­ ных собой и своим благополучием... Ничто так не отталкивает писателя в человеке, как духовная сытость, душевная лень». Здесь несомненно просматривается связь творчества Шукшина с традициями русской литературы, однако, оговаривается критик, мещанство в произведениях Шукшина вы­ ступает уже как более «широкая социаль­ но-эстетическая категория», которая отра­ жает не отдельные нравственные пороки от­ дельных людей, а «те антиобщественные явления, которые по самой своей сути про­ тивопоказаны социализму» в целом. Испытывая неизбывную любовь к дерев­ не, крестьянину, Шукшин (автор моногра­ фии доказывает эту мысль на материале новеллистики писателя) тем не менее изоб­ ражает не селянина с его традиционным ук­ ладом. Шукшина волнует судьба русского крестьянства во всей совокупности жиз­ ненных и исторических обстоятельств, на­ чиная с самых далеких его истоков. «Ху­ дожнический взгляд писателя был обращен то к прошлому, то к современности. Но прошлое и настоящее у Шукшина связано множеством нитей. В нашем сегодня суще­ ствует не только то, что принято называть пережитками прошлого в сознании, но и то, что называется национальным характе­ ром народа». Недаром же Шукшина так интересовала личность Степана Разина, ко­ торый стал для писателя олицетворением нравственной и духовной цельности и «сре­ доточием национального характера». Зако­ номерно обращение писателя и к истории более поздней — революционному прошло­ му Сибири (роман «Любавины»). Глава «Судьбы русского крестьянства», посвященная разинской теме в творчестве Шукшина, в чем-то выглядит спорной. Хо­ телось бы увидеть более трезвую и объек­ тивную оценку романа «Я пришел дать вам волю», более детальный анализ генезиса этого романа, ибо не всегда критик под­ ходит к «разинской теме» в советской лите­ ратуре с позиций историзма. Большое место в книге В. Горн уделяет полемике с критиками и литературоведами, занимающимися творчеством’ Шукшина. И в работах ученых, и в текущей критике о Шукшине было сказано много вздорного и противоречивого. И автор монографии, скрупулезно выверяя каждое такое выступ­ ление, подобно реставратору, очищающему от копоти бесценные произведения искусст­ ва, «отмывает» творчество писателя от не­ справедливых нападок и предвзятостей, с одной стороны, и пошлой патоки пустых восхвалений с другой. Ведя разговор о Шукшине, В. Горн старается создать не только филологический фон творчества писателя, но и фон публицистический: от собственных, авторских рассуждений о взаимосвязи жизни и литературы до чита­ тельских и зрительских откликов на произ­ ведения Шукшина. А это помогает нам ши­ ре понять личность и мир Василия Мака­ ровича Шукшина. А. ГОРШЕНИН Сибирь в едином народнохозяйственном комплексе. Коллективный сборник. Новоси­ бирск, Наука, 1980. Г. М. Кржижановский, сподвижник Лени­ на и первый Председатель Госплана СССР, полагал, что вопрос об использовании бо­ гатств Сибири — это даже не вопрос СССР, а вопрос мирового порядка. Авторы как раз и пытаются точно опреде­ лить, взвесить значение региона на весах экономики всей страны. Впрочем, такие оценки, «инвентаризацию» богатств края частично содержали и предыдущие их ра­ боты. Новизна последней по счету — в ка­ честве этих знаний. В том, что здесь пред­ принимается попытка вычислить характер развития всего народнохозяйственного ком­ плекса страны в зависимости от возможных условий экономического роста Сибири. Это — новый подход, и его реализация стала возможной благодаря использованию специального разработанного в Институте экономики для этих целей инструмента — экономико-математической модели. У нее очень громоздкое название — оптимизаци­ онная межотраслевая межрайонная мо­ дель (ОМММ). Модель позволила не толь­ ко выявить тенденции экономического раз­ вития региона в прошлом, но и сформиро­ вать его перспективные варианты в зависи­ мости от возможных комбинаций условий (так называемый «сценарный» подход, впервые используемый в нашей литературе по региональной экономике). Новаторство монографии и в способе оп­ ределения экономической характеристики производства в регионе. Традиционно эта категория определялась на уровне отраслей 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2