Сибирские огни, 1982, № 7

тературе, которые легли в основу начала активного освоения русскими зауральских пространств, всегда следует добавлять и фактор нравственно-психологический, сам склад русской души с ее вечной жаждой открытия и преодоления пространства, жаждой подвига. Ермак фольклорный, Ермак историче­ ский, Ермак литературный, Ермак живо­ писный, музыкальный и пластический — все эти образы отражают и выявляют, как главные в живом образе нашего нацио­ нального героя, именно черты подвижника, первопроходца, радетеля за благо родной земли, что, несомненно, сближает казацкого вождя с героями русского богатырского эпоса. Фигура Ермака Тимофеевича эпиграфич- на для всего содержания рецензируемой книги, начало которой гласит: «В неудер­ жимом движении русского народа на вос­ ток и северо-восток поход Ермака был важнейшим событием, свидетельствовав­ шим о начале нового этапа в этом процес­ се. После похода Ермака стихийное дотоле движение все явственнее приобретало си­ стематический характер... Через 50 с не­ большим лет, считая с того момента, когда Ермак со своей вольницей перевалил через Урал, Россия вышла на берега Тихого оке­ ана. Состоялось одно из величайших собы­ тий в отечественной и мировой истории — Сибирь стала частью России, а под рукой Русского государства оказались ключи от двух выходов на межконтинентальные мор­ ские дороги». Преодоленное пространство ждало ос­ воения и преображения, но и то и другое было немыслимо без «кровеносной систе­ мы» транспортных коммуникаций. Истории возникновения идей и проектов, борьбы во­ круг них, борьбы зачастую драматической, истории личностей, отдавших свой ум и ду­ ховное горение развитию Сибири и Даль­ него Востока,— посвящена книга историка В. А. Ламина. Несомненной удачей этого капитального труда является то, что именно через столк­ новения личностей, через борьбу их мысли с бюрократической косностью царского ад­ министративного и ученого чиновничества автор показывает зарождение и развитие системы транспортных коммуникаций За­ уралья — речных, морских, железнодорож­ ных, начиная с первых шагов и кончая ве­ личайшей стройкой века — Байкало-Амур­ ской магистралью. Людей, чьи имена вписываются в историю этого аспекта развития нашего необъятного края, по праву можно назвать не только продолжателями дела Ермака Тимофееви­ ча, но и его побратимами. Крупный сибирский промышленник М. К. Сидоров положил все силы, все свое досто­ яние, всю жизнь на развитие Сибирского Севера. Он выдвигал грандиозные проек­ ты — сеть шоссе, железнодорожный путь, соединяющий бассейны Оби и Печоры, строительство Северного морского флота и прокладка Обь-Енисейского канала — все это, по убеждению М. К. Сидорова, должно было вдохнуть новую жизнь в богатейшие районы севера Сибири. Теперь мы можем по достоинству оценить талантливые про­ зрения этого человека, умершего в нище­ те, в непонимании и забвении... .174 Писатель и великий инженер, основатель города Новосибирска, строитель Трансси­ бирской магистрали Н. Г. Гарин-Михайлов­ ский — не уподобляется ли его жизненный подвЛ' деяниям эпических героев! Думая о нем, не воскрешаем ли мы в памяти бо­ гатырские деяния алтайского Сартакпая- строителя! Художник А. А. Борисов — яростный пропагандист идей Северного морского пу­ ти и строительства Великого Северного Си­ бирского железнодорожного пути и страст­ но полемизировавший с ним «огнелюб» по­ эт В. А. Итин, целая галерея изыскателей и исследователей дореволюционной поры —- Н. А. Волошинов, Н. П. Меженинов, Г. В. Андрианов, А. Н. Пушечников, отряд вид­ ных советских изыскателей, героически ра­ ботавших на БАМе в предвоенные годы... Все эти яркие личности — наша история, наш сегодняшний созидательный день, на­ ша память и наша твердая уверенность в славном будущем великой Сибири. На страницах книги в могучий ряд рев- нительных радетелей развития и процвета­ ния сибирской России становятся и тоболь­ ский воевода князь Куракин, в 1616 году писавший в Москву о настоятельной необ­ ходимости организации таможни: «В ином разе этот край, богатый всякой мягкой рух­ лядью, будет захвачен иностранцами», и ветеран БАМа Ф. С. Румянцев, определив­ ший довоенный период изысканий БАМа как «школу жизни и школу мужества», и сегодняшний, более чем стотысячный, отряд строителей магистрали века. Книга «Ключи к двум океанам» вышла под редакцией Героя Социалистического Труда академика А. П. Окладникова, он в своем предисловии, озаглавленном «Ярост­ ное преодоление пространства», писал о «глубине и большой патриотической заин­ тересованности исследования», так оцени­ вая труд В. А. Ламина: «Можно даже ска­ зать, что автор поднял пласты научной це­ лины и его труд в равной мере актуален и общественно необходим. Впервые в совет­ ской исторической литературе появляется специальное исследование по истории идей транспортного освоения Сибири и Дальнего Востока — истории, восходящей к эпохе русских землепроходцев XVII века и охва­ тывающей почти четыре столетия, включая новейшее время». АЛЕКСАНДР ВАШУРИН Виктор Горн. Характеры Василия Шукшина. Барнаул, Алтайское кн. изд-во, 1981. «Василий Шукшин пришел в литературу не только с героем, дотоле почти неизвест­ ным, но и создал свой собственный целост­ ный художественный мир. «Архитектура» мира Шукшина — явление, не исследован­ ное нашей критикой»,— пишет В. Горн в своей книге, которую и посвящает изуче­ нию творческого наследия одного из круп­ нейших современных советских писателей. В нашей критике это третья (вслед за монографиями Н. Толченовой и Вл. Коро­ бова) попытка подобного рода. Трудность задачи связана еще и с уникальностью та­ ланта Шукшина, объединившего в себе ак­ тера, режиссера и писателя.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2