Сибирские огни, 1982, № 7
тературе, которые легли в основу начала активного освоения русскими зауральских пространств, всегда следует добавлять и фактор нравственно-психологический, сам склад русской души с ее вечной жаждой открытия и преодоления пространства, жаждой подвига. Ермак фольклорный, Ермак историче ский, Ермак литературный, Ермак живо писный, музыкальный и пластический — все эти образы отражают и выявляют, как главные в живом образе нашего нацио нального героя, именно черты подвижника, первопроходца, радетеля за благо родной земли, что, несомненно, сближает казацкого вождя с героями русского богатырского эпоса. Фигура Ермака Тимофеевича эпиграфич- на для всего содержания рецензируемой книги, начало которой гласит: «В неудер жимом движении русского народа на вос ток и северо-восток поход Ермака был важнейшим событием, свидетельствовав шим о начале нового этапа в этом процес се. После похода Ермака стихийное дотоле движение все явственнее приобретало си стематический характер... Через 50 с не большим лет, считая с того момента, когда Ермак со своей вольницей перевалил через Урал, Россия вышла на берега Тихого оке ана. Состоялось одно из величайших собы тий в отечественной и мировой истории — Сибирь стала частью России, а под рукой Русского государства оказались ключи от двух выходов на межконтинентальные мор ские дороги». Преодоленное пространство ждало ос воения и преображения, но и то и другое было немыслимо без «кровеносной систе мы» транспортных коммуникаций. Истории возникновения идей и проектов, борьбы во круг них, борьбы зачастую драматической, истории личностей, отдавших свой ум и ду ховное горение развитию Сибири и Даль него Востока,— посвящена книга историка В. А. Ламина. Несомненной удачей этого капитального труда является то, что именно через столк новения личностей, через борьбу их мысли с бюрократической косностью царского ад министративного и ученого чиновничества автор показывает зарождение и развитие системы транспортных коммуникаций За уралья — речных, морских, железнодорож ных, начиная с первых шагов и кончая ве личайшей стройкой века — Байкало-Амур ской магистралью. Людей, чьи имена вписываются в историю этого аспекта развития нашего необъятного края, по праву можно назвать не только продолжателями дела Ермака Тимофееви ча, но и его побратимами. Крупный сибирский промышленник М. К. Сидоров положил все силы, все свое досто яние, всю жизнь на развитие Сибирского Севера. Он выдвигал грандиозные проек ты — сеть шоссе, железнодорожный путь, соединяющий бассейны Оби и Печоры, строительство Северного морского флота и прокладка Обь-Енисейского канала — все это, по убеждению М. К. Сидорова, должно было вдохнуть новую жизнь в богатейшие районы севера Сибири. Теперь мы можем по достоинству оценить талантливые про зрения этого человека, умершего в нище те, в непонимании и забвении... .174 Писатель и великий инженер, основатель города Новосибирска, строитель Трансси бирской магистрали Н. Г. Гарин-Михайлов ский — не уподобляется ли его жизненный подвЛ' деяниям эпических героев! Думая о нем, не воскрешаем ли мы в памяти бо гатырские деяния алтайского Сартакпая- строителя! Художник А. А. Борисов — яростный пропагандист идей Северного морского пу ти и строительства Великого Северного Си бирского железнодорожного пути и страст но полемизировавший с ним «огнелюб» по эт В. А. Итин, целая галерея изыскателей и исследователей дореволюционной поры —- Н. А. Волошинов, Н. П. Меженинов, Г. В. Андрианов, А. Н. Пушечников, отряд вид ных советских изыскателей, героически ра ботавших на БАМе в предвоенные годы... Все эти яркие личности — наша история, наш сегодняшний созидательный день, на ша память и наша твердая уверенность в славном будущем великой Сибири. На страницах книги в могучий ряд рев- нительных радетелей развития и процвета ния сибирской России становятся и тоболь ский воевода князь Куракин, в 1616 году писавший в Москву о настоятельной необ ходимости организации таможни: «В ином разе этот край, богатый всякой мягкой рух лядью, будет захвачен иностранцами», и ветеран БАМа Ф. С. Румянцев, определив ший довоенный период изысканий БАМа как «школу жизни и школу мужества», и сегодняшний, более чем стотысячный, отряд строителей магистрали века. Книга «Ключи к двум океанам» вышла под редакцией Героя Социалистического Труда академика А. П. Окладникова, он в своем предисловии, озаглавленном «Ярост ное преодоление пространства», писал о «глубине и большой патриотической заин тересованности исследования», так оцени вая труд В. А. Ламина: «Можно даже ска зать, что автор поднял пласты научной це лины и его труд в равной мере актуален и общественно необходим. Впервые в совет ской исторической литературе появляется специальное исследование по истории идей транспортного освоения Сибири и Дальнего Востока — истории, восходящей к эпохе русских землепроходцев XVII века и охва тывающей почти четыре столетия, включая новейшее время». АЛЕКСАНДР ВАШУРИН Виктор Горн. Характеры Василия Шукшина. Барнаул, Алтайское кн. изд-во, 1981. «Василий Шукшин пришел в литературу не только с героем, дотоле почти неизвест ным, но и создал свой собственный целост ный художественный мир. «Архитектура» мира Шукшина — явление, не исследован ное нашей критикой»,— пишет В. Горн в своей книге, которую и посвящает изуче нию творческого наследия одного из круп нейших современных советских писателей. В нашей критике это третья (вслед за монографиями Н. Толченовой и Вл. Коро бова) попытка подобного рода. Трудность задачи связана еще и с уникальностью та ланта Шукшина, объединившего в себе ак тера, режиссера и писателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2