Сибирские огни, 1982, № 7
«Не внял государь их сиротским моль бам». И тогда мужики организовали «сму ту»,. не на шутку перепугав самого воеводу. Трагически окончилось это «восстание» для бесправных поселѳнецев: ...и, руки назад им скрутив, повели в приказные судные избы царевы, а там их пытали по сыску и жгли, и так измывались — не сыщешь и слова... Поэма «Сказания о Братском остроге» полна народных присловий и местных рече ний, старинных оборотов речи; поэма психо, логически правдива, близка по духу народ ной поэзии. Стихотворение «Московский тракт» Ску ратов посвящает тому самому пути, по ко торому пролегала дорога А. Н, Радищева в Илимский острог, по которому следовал А. П. Чехов. В творчестве Скуратова есть страницы, посвященные раздумьям о судь бах отважных и азартных легендарных при- искателей-золотодобытчиков, охотников- соболятников, промышлявших когда-то зве ря «своедельным ружьем». «...Сменилась старь сибирской новью, даже и охотники — не те!» V—с удовлетворением отмечает Ску ратов. «А когда-то на себе, бывало, пер в тайгу охотник провиант, ночевал под елкой, как попало, точно встарь бродяга-аре стант:..» Образ бродяги-арестанта также за нимает поэта-исторвка М. Скуратова. «У него веселая, братцы, голова,— гово рит Скуратов в стихотворении «Безыменный бродяга».— Живет он — не тужит, спустя рукава. Дымом греется, шилом бреется, сыт крупицей, пьян водицей. Вот он какой, плутоватый, шальной, старый, бедовый ка торжник мой!» По собственному признанию Скуратова, лирический герой его стихотворных произ ведений — «сын России, в его лице — весь наш йарод». Поэтическое слово Скура това как прежде — свежо, крепко и по-сибирски основательно слажено, и вся книга его жива любовью к великой Сибири. ТАТЬЯНА БОГДАНОВА Н. Черкасов. Исток души. Стихи. Барнаул, Алтайское кн. изд-во, 1981. Кулундииская целина, где работал начи нающий тогда литератор Николай Черкасов, дала ему богатый материал для стихов, со ставивших ныне раздел книги, названный «Формула любви». Автор признается в люб ви к целине, к ее людям. До оих пор он не может забыть ...той борозды, что трижды клята, воспета, может, ты^цу раз, она была в степи когда-то мерилом совести для нас. Встают со страниц сборника Н. Черкасова люди целины: и конкретные, даже назван ные по именам — Н. Черкасов, шофер сов хоза «Комсомольский», трактористка Т. Сарви, и безымянные, но вполне реальные, целинники-первопроходцы. Строки об этих людях не грешат высоко парностью, хотя тональность их не обыден на, скорее — возвышенна. Чувство слова, обеспеченного собственным наблюдением и размышлением, придает интонациям сти хов Н. Черкасова естественность. Впечат ляюще рисует он пейзажи целинного края, порою находя свежие краски. Автор одной деталью создает образ засухи в Кулунде: ...орел, настигнувший полевку, от жажды кровь по капле пьет. Кулундинский цикл в книге Николая Чер касова представляется стихотворным вкла дом в целинную летопись, которая продол жает создаваться, запечатлевая подвиг со ветского народа. Не менее важное место в книге занимает тема «человек и природа». Автор резонно заявляет: «Как могло к понятию «природа» присосаться слово «покорять»?» В лучших стихах он достигает завидной экономности и выразительности: Потеря Родины — утрата той связи главной, корневой. Утрата эта. как расплата — ты жив еще и... не живой. Хоть при достатке и при силе, что за столетье не избыть, но ты подобен древесине, которой деревом не быть. К недостаткам сборника можно отнести вторичность некоторых вещей («Я все рав но когда-нибудь приду...», «Леониду Двое- глазову», «Шарманщик» и некоторые дру гие). Стихотворение «Степи алтайские», заканчивающее первый раздел книги, впря мую варьирует тему и приемы стихов, от крывающих книгу. Поэма «Урман», при всей колоритности отдельных глав-зарисо вок, также не создает впечатления особой новизны, а скорее вызывает в памяти об разы есенинской «Анны Снегиной». Автор в целом тепло и сердечно говорит о своих земляках, о родном Алтайском крае, вспоминает трудное военное детство. Хочется солидаризироваться с испове дальными словами Н. Черкасова: Чтоб под защитой стальных телебашен, церковки, музейную кротость храня, напоминали вчерашнее наше и правомерность грядущего дня. Чтобы душа, повидавшая столько, верила твердо без лишних забот в то, что тебя ожидают не только мать и жена, но и родина ждет. И далеко не последнее дело (ты уж, читатель дотошный, прости) знать: где и как упокоится тело, будет ли рядом береза расти? И все же в непраздных размышлениях часто кажется, что образ земли нашей си бирской достоин быть воплощенным еще на многих более-глубоких страницах; что слишком мало еще ведомо нам, стихотвор цам, о душе сибиряка, о его Делах и по мыслах. И хочется верить, что новая книга Николая Черкасова хоть частью погасит этот наш общий долг перед родною зем лей. ВЛАДИМИР МАКАРОВ В. А. Ламин. Ключи к двум океанам. «Даль невосточная историческая библиотека», Ха баровск, Хабаровское кн. изд-во., 1981. К тем объективно-историческим причи нам, достаточно глубоко освещенным в ли- 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2