Сибирские огни, 1982, № 7
биряк и... неисправимый мечтатель, «ма стак разворачивать фантазии». Вот он меч тает о Дивногорске будущего: «...Приехав сюда через несколько лет на электричке, вы проходите через небольшой, но красиво от деланный вокзал и сразу же оказываетесь перед восьми-, девятиэтажными домами, уходящими в гору... Женька наш говорит о парках, о ваннах в каждой квартире, об ас фальтированных улицах, о бетонированной набережной со специально оборудованными бухточками для стоянки яхт, о фруктовых насаждениях, о лифтах, о фабрике-кухне, о пришкольных мастерских...» — это не бесплодное фантазирование социальнб пас сивного человека, а мечты активного строи теля, собственными руками преобразующего ,их в реальность. Одним из главных героев, если не самым главным, в «Енисейских тетрадях» высту пает сама Красноярская ГЭС. Ее рожде ние, взросление и возмужание — централь ная линия книги, и, зная, что произведение, в центре которого судьба одного героя, тес но связанная с другими людскими судьбами, называют романом, можно «Енисейские тет ради», актуализируя линию главного ге роя — Красноярской ГЭС,— назвать доку ментальным производственным романом. В отличие от ряда производственных рома нов, ставящих во главу угла только научно- технический процесс, как движение человече ского разума и труда, но без учета раз нообразных последствий — социальных, экономических, экологических, А. Зябрев постоянно, в мыслях, обращается к потом кам, задаваясь вопросом: как будут ими оценены последствия сегодняшнего гигант ского труда, как будет воспринят он в буду щем природой. Сам труд, в этом у автора нет сомнений, будет оцениваться однознач но — как настоящий подвиг. Однако в последней главе книги звучит призыв к не успокоенности, подчеркивается ориентация на будущее. А. Зябрев пишет: «...полагали, что на века ладим, на века перехватываем реку, и гордились. Оказывается, не на ве ка. Уже при моем внуке, может быть, ста нут убирать с рек плотины. Начнут люди возвращать рекам их вольное, естественное течение. В Сибири солнце все равно что незакрывающийся желтый глаз, а потому электричество дадут солнечные батареи. Потом... потом на электричество пойдет си ла вращения Земли, сила земного притяже ния и прочее, прочее». Да, это именно те мечты, которые предугадывают будущее и создают ощущение, что «мы уже живем в этом будущем...» Общую философию книги можно выразить ее же словами: «...завтрашний свет не спо собен возникнуть сам собой, из ничего, он может родиться только из нашего сегод няшнего света Из нас. Из того, что мы не сем». МАРИЯ БУШУЕВА Михаил Скуратов. Кружевная метель. Сти хи и поэмы. М., Современник, 1981. Книга М. Скуратова — явление благодар ной, почтительной, сыновней любви к род ной Сибири, к ее настоящему и прошлому. Один из первых авторов «Сибирских огней», 172 он остался «огнелюбом», «столбовым и кров ным сибиряком». В настірящую книгу вошли и совсем дав ние его стихи, и новые, по-прежнему про никнутые сибирской тематикой. Здесь, в просторах Сибири, где «речки тоненькая жилка бьется вдоль виска земли», где «зи мушка-зима нам воздвигла терема, терема из бела снега, из рассыпчатого», где течет доставшаяся «от предков далеких в наслед ство голубая река, голубой Улуг-Хем», где облепиха «рясно» желтеет на кустах «вплоть до января», где обитает «черногру дый старик, черно-бурый Байкал», где вы растают новые молодежные города и ново стройки, кипят скважины Самотлора,— «здесь дышит древними веками старина», история. С пристальным, поистине исследователь ским интересом углубляется Скуратов в ис торию Сибири, направляя внимание читате ля к тем «русским людям,— предкам старо давним», которые «в этот край открыли ставни». ...Если бы не предки — прямо говорю, здесь мы не встречали б по утрам зарю, здесь не воздвигали б наши города... Взволнованно звучит призыв М. Скурато ва к молодым сибирякам: «Ты расти, кра суйся, племя молотое! Ты расти, красуйся, но не забывая первых поселенцев обжитого края!» Книга Скуратова, если можно так ска зать,— своеобразный поэтический очерк истории, она знакомит читателя с основны ми вехами прошлого Сибири с того самого момента, когда отряд казаков, во главе с атаманом Ермаком, предпринял осенью 1581 года поход «за Камень»... В 1586 году русские основали на месте городка Чимга-тура русскую крепость Тю мень. «Мать городов Сибирских» — так значилась она»,— пишет Скуратов в стихот ворении «Тюмень». Через год на берегу Ир тыша вырос новый острог, положивший, на чало городу Тобольску. Сюда, летом І593 года был доставлен первый ссыльный — уг личский колокол, «в который били в набат при убиении благоверного царевича Дмит рия». Об этом колоколе, проведшем в ссыл ке 299 лет, пишет Скуратов в стихотворе нии «Первый ссыльный»: В последний раз он звоном замогильным на вече звал — из городов и сел,— и первым был, кто каторжным и ссыльным путь проторил и в Нерчинск, и в Тоболі Основанию Братского острога поэт по свящает историческую поэму «Сказания о Братском остроге». Исполненная в ска зовой манере, поэма с художественной до стоверностью отражает те жестокие усло вия, в которые попали в Сибири вольные руоские переселенцы. .Жаждущие защиты и справдливости русские «мужики-хлеборобы» посылают челобитную «Государю всея Ру си». ...А жизнь стала горше тут вовсе не краше. Кругом воеводы, мучители наши. И нет их корыстней, и нет их лукавей. Велят на тебя, государя, косить и сено в зароды бессчетные ставить, чтоб после годов их по десять гноить. С ясашных людишек, с двуногих, мол, тварей,- две дани берут на тебя, государя, и обе в карман свой бездонный кладут. А с нас — мужиков — и поболе дерут,-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2