Сибирские огни, 1982, № 7
Завершают сборник путевые очерки В. По- воляева, созданные на материале загранич ной поездки с группой советских туристов по весьма любопытному маршруту Фран ция — Маврикий — Мадагаскар — Танза ния — Кения. Подобные очерки — сейчас не новинка, их постоянно печатает периодика. Но В. Поволяеву удалось, на мой взгляд, не затеряться в этом потоке «путевой очеркистики». Писатель достигает и высокой достоверности, и красочности описаний, и несомненной занимательности, «читабель ности». Интересными, схваченными с натуры зарисовками природы, птиц, зверей, рыб, деревень и городов, нравов и обычаев мест ного населения заполнены страницы путевых очерков В. Поволяева. Если к этому доба вить опять же высокий «профессионально-ли тературный» фундамент очерков: историче ские экскурсы, справки и сведения самого различного характера — станет ясным, что путевые очерки В. Поволяева являются ес тественной частью его сборника, включены в него закономерно. Они расширяют гео графию книги, усугубляют ее познаватель ную и художественную ценность. Б. ЖИГАНОВ Иннокентий Черемных. Однополчане. Роман. Иркутск, Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1981. Иннокентий Черемных рассказывает о своей жизни, о боевых друзьях; все фами лии, даты, географические названия и номера воинских частей и соединений — подлинные. Мемуарный характер «Однополчан» подчерк нут еще и тем, что автор не раз напомина ет, во имя чего он взялся за перо: «Давно закончилась Великая Отечественная война, а друзья, с которыми я делил нелегкую сол датскую службу, не забываются... Порой до комка в горле одолевают воспоминания... Жаль, что имена их известны немногим... Я как солдат считаю долгом своим расска зать о них... Мысленно даю однополчанам клятву: «Вас будут знать!» Приступаю к делу: ищу писателя, чтобы он написал книгу по моему рассказу. Не нахожу. Тогда сам решаюсь писать... Но как?! За спиной пять классов образования до войны, два — после. Ничего-о, попробую!» Вряд ли авторский замысел и его вопло щение давали основание назвать книгу ро маном — но каким 'ненужным был бы тут спор о жанре произведения! Гораздо важнее суть книги. Не раз Иннокентий Черемных терял бое вых друзей, не раз сам был ранен. Не раз приходили в сибирскую деревню похоронки и письма товарищей о его гибели. Но вопре ки всему солдат дошел до Победы, занял свое место в рабочем строю, а когда почув ствовал, что нельзя уйти от впечатлений во енных лет, сел за воспоминания. Так слились воедино два подвига Инно кентия Черемных: ратный и литературный. Здесь слово «подвиг» употреблено не всуе: иначе не назовешь то, что совершил И. Че ремных как солдат и литератор. Неторопливо повествует он о себе, кре стьянском мальчишке, а затем парне. Мож но представить себе и обычную деревню на берегу сибирской реки Оки, и время с ост рой нуждой и мечтами о лучшей жизни, и споры о коллективизация, и первые шаги в колхозном строительвтве. Деловито и обстоятельно описывает автор, как жил он и все его земляки, как стреми тельно изменилось все вокруг после напа дения фашистской Германии на нашу страну. И. Черемных меньше всего задумывается о «красотах стиля», чем часто грешат впер вые взявшиеся за перо люди; прежде всего он хочет быть точным. И часто его прос тые слова глубоко впечатляют. Суровой беспощадностью отмечены стра ницы, на которых автор рассказывает о фрон товых буднях. Молодой солдат на своей шкуре узнал, что такое разведывательный поиск, часто неудачный, как можно, ползая за «языками», стирать колени до крови,, что такое вести тяжелый бой, да еще в тече ние нескольких суток впроголодь, потому что враг разбомбил эшелон с продовольст вием. К этому можно добавить атаки, при водившие к бесполезным жертвам и завер шавшиеся отходом, мокрые валенки и ши нели, которые негде высушить. Вспоминает автор и страдания раненых, и расстрел по приговору военного трибунала солдата, растерявшегося в первом бою и тем самым погубившего своего товарища. Возможно, кого-то поразит обилие эпизо дов, которые называют негативными. Да, таких эпизодов много, но я говорю об этом не в упрек автору. Л. Н. Толстой в рассказе «Севастополь в мае», приведя слова раненого солдата о том, что траншея захвачена неприятелем, пояс нил: «Солдат ошибался, потому что тран шея была за нами, но это — странность, ко торую всякий может заметить: солдат, ра неный в деле, всегда считает его проигран ным и ужасно кровопролитным». Проницательность Толстого-психолога об щеизвестна; думается, что это наблюдение величайшего баталиста мировой литературы в значительной степени объясняет, почему так часто И. Черемных, солдат, видевший будни войны «изнутри», возвращается к кар тинам, особенно глубоко поразившим его воображение. Но это — лишь часть объяснения. Его не обходимо продолжить, добавив, что особен но много эпизодов, жестких, переворачиваю щих душу, и І страницах о первых месяцах пребывания автора на фронте, когда пол ностью отмобилизованной фашистской ар мии противостояли люди, пришедшие на фронт от станков и пашен и постигавшие азы военного мастерства в боях с превосходя щими силами врага. В последующих главках «Однополчан» мы прочитаем об успешных боях части, где воевал автор, о смелом рейде по тылам небольшой группы, руководимой Иваном Мамонтовым. В каждом поступке недавне го учителя Мамонтова, взявшего в руки оружие^, просвечивает спокойная дерзость, трезвый расчет и бесстрашие опытного солдата. Запомнится история самого Черемных. Он, не успев залечить старые раны, снова воюет и, раненный еще раз, отказывается ехать в госпиталь: «не хотелось терять ди визию». С такими же ранеными, как сам, в распутицу и мороз, двигается он за своей частью. В описаниях этого путешествия «с бабушкиным аттестатом» (т. е. на поднож 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2