Сибирские огни, 1982, № 7
я книжном полки В. Поволяев. Кто слышал крнк аиста. М, Современник, 1981. «...Не надо выдумывать ничего самому, не надо фантазировать— нужно только подмечать жизненные факты, детали, запо минать увиденное, переваривать все это в себе, трансформировать, а затем переносить на страницы прозы. Жизнь — гораздо боль ший и искусный выдумщик, чем мы, лите раторы». Такими словами заканчивает краткое послесловие к новому сборнику сво их повестей Валерий Поволяев, и. Думается, именно мысль, подчеркнутая в этих словах, является ключевой в понимании как повес тей сборника, так, пожалуй, и всего твор чества В. Поволяева. Да, самая крепкая, тщательно выверенная, детально оснащен ная докуменальная основа является тем фундаментом, на котором писатель строит, практически, все свои произведения. Вот первая повесть— «За год до победы». В. Поволяев не случайно именно ее возник новению посвящает большую часть после словия. Ведь сам он не воевал («...я. малец, жил в ту пору на Дальнем Востоке»). Но в повесть вошли добросовестно записанные рассказы Героя Советского Союза полков ника в отставке Никифора Дмитриевича Че- волы и дяди писателя, фронтового развед чика Василия Поволяева, и старшины Гал кина, и сержанта Моргунова, и зенитчика Марина, и бывалого солдата-разведчика с Орловщины дяди Воина... Характеризуя произведение «За год до победы», сам автор признается: «...ее труд но назвать повестью, это скорее лите ратурная запись, крупноформатное эссе, что ли...» В. Поволяев, думается, не совсем справедлив: повесть, на мой взгляд, все же состоялась, стала, действительно, полноцен ным художественным произведением с ост рым сюжетом. Ведь обо всех злоключениях разведчика Лепехина, что взялся отвезти па кет с приказом в окруженный советский полк (и сделал это, пройдя, казалось, через все круги ада!), читаешь с самым непод дельным, неослабным интересом. Следующее произведение книги — уже современность, повесть об автомобильных гонках в Латвии, проходящих, в наши дни. И снова не случайно автор снабдил свое по вествование строго документальными эпи графами: репликами известных автогонщи ков, выдержками из газет, Большой Совет ской Энциклопедии. А «закольцовывает» по весть снова подчеркнуто документальная де таль— краткая благодарность автора кон кретным спортсменам: автомобилистам и механикам, помогавшим ему в литературной работе. Такая «документальная экипировка» по- вести вовсе не исключает, а даже подчер кивает ее безусловные художественные до стоинства. Точно передана эмоциональная атмосфера гонок в Бикерниски, удались ав тору характеры героев повести, особенно главного — гонщика Юрия Спельникова, не многословного, сжатого как пружина, му жественного, как бы самой природой «заря-і женного» на борьбу. Запоминаются и дру гие действующие лица: «работающий» под знаменитого гонщика трибунный болтун Костик, механик Рупь-семнадцать, гонщик Шура Ша, наконец, и «любовная ось повес ти» — невеста Спельникова, тоненькая и бе локурая латышка Расма. Уже на материале этих двух произведений книги хочется подчеркнуть несомненно вы сокий профессионализм В. Поволяева: на войне он не был, по своему ремеслу не ав тогонщик, а о том и другом написал так убедительно, с таким проникновением в суть происходящего, что писателю безусловно веришь, его героям сопереживаешь. Как бы смысловую (и объемную) сердце- вину сборника составляют две «сибирские» повести — «Таежный моряк» и «Перегон». Будучи верным своей документальной наце ленности, автор и в их основы заложил не что безусловно реальное. Неловкий, чуточку наивный, но жесткий в работе и верный в мужском товариществе «таежный моряк» Генка Морозов — это, по словам автора, его брат по материнской линии Владимир Москалев. А о случае с перегоном неспособного ле теть самолета АН-2 по суше на большое расстояние в полярных условиях писателю рассказали на Чукотке, во время одной из командировок. И опять автор вполне досто верно переносит нас в балки-вагончики га зовиков Сибирского Севера, на трассы их нелегких работ, в кабину перегоняемой «Ан нушки», в угрюмую тундру Заполярья. Хочется подчеркнуть еще одну характер ную особенность прозы В. Поволяева. В центре всех его повестей поставлен поло жительный, симпатичный автору и читателю, с особой тщательностью выписанный чело век — человек-трудяга, боец, хозяин, безус ловно сильная (в лучшем смысле этого сло ва) личность. Правда, можно упрекнуть ав тора за то, что личности эти — разведчик Лепехин, гонщик Спельников, газовик Мо розов и летчик Костюков — во многом слов но бы повторяют, варьируют друг друга. 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2