Сибирские огни, 1982, № 7
молодит. Угоняет тени вверх, под шапку, которая тоже кое-что скрывает, тронутое временем. — Ну, вот видишь, Сашенька, как получается-то..— сказал Карелов не без смущения. — Вижу, вижу! — почти весело отвечала Александра Михайловна.— Это когда же мы с тобой стояли вот так-то? Друг против друга? Было же так? Было ведь, а? Было, было. Только надо еще вот что сделать,— и она взяла его за руку.— Вот так. — Нет! Погоди. Я перчатки сниму. — Я тоже. — Ух! Какая у тебя горячая рука! — Ну, вот ты и вспомнил. Теперь вспомнил.'., О чем еще они говорили с Кареловым накануне несчастного случая? А, да! Он вспоминал фронт, Славика Демидова. Потом стал расска зывать о недавней поездке на Ближний Восток, о том, как попал под арт обстрел и как ему было тягостно увидеть на улице убитую женщину. Он не успел заметить, старая она или молодая, потому что убитая была за кутана в черное и казалась издали черным пятном на белой дороге. И еще он говорил, что на фронте часто вспоминал, как пела оиа в школе, еще Сашей-шестиклассницей, знаменитую песню композитора Глинки. Он давно заметил это странное свойство своей памяти, в которой свет ловолосая шестиклассница все бесконечно пела свою нежно-грустную песню, оставаясь неизменной и продолжая жить отдельно от другой Саши, взрослой девушки, на самом-то деле ставшей продолжением ее. И чувство тревоги за поющую девочку все не проходило у него, словно он предчувствовал опасность, грозящую ей. Александра Михайловна напомнила ему о космонавте, который учился в их школе. А Карелов не знал, вернее, когда читал краткую био графию космонавта в газете, не обратил внимания, что он учился в той же школе, что и они с Сашей. В их школе учился будущий космонавт. Родившийся в 1932 году, он, следовательно, пришел в первый класс в тридцать девятом, ну, может быть, в сороковом. Значит, они вполне могли с ним встречаться, с малень ким первоклашкой. Наверняка, получал по стриженому затылку их сни сходительные щелчки, или еще какое-нибудь выражение их, старшеклас сников, внимания к его малоприметной, путающейся под ногами, персоне... А теперь надо говорить: мы учились в одной школе с будущим кос монавтом. У нас были одни учителя, одно здание (бывшей гимназии) из почерневшего от времени кирпича, со своим особым, возможно, дорево люционным, будто настоянным на слежавшейся пыли, запахом. В школе были высокие и узкие коридоры, как в готическом соборе, а за ее крепостные стены не вылетал наружу ни один звук. Первым выле тел Сашин жаворонок... Потому что окна в зале были открыты. Перво май. — Песня «Жаворонок». Композитора Глинки. Исполняет ученица шестого класса «б» Саша Тужикова. Попросим, ребята! Ленка Зайцева всегда умела правильно объявлять номера и распо ряжаться на сцене. — Аккомпанирует на рояле Людмила Ивановна- Это их учительница пения, худая старушка с жидким пучком волос на маленькой голове. А на Саше синяя плиссированная юбка, ‘белая кофточка и красный галстук с зажимом. Она стояла прямая, как в строю, прижав руки вдоль туловища. Это поза была самой лучшей, потому что над теми, кто на сцене начинал размахивать руками, читая стихи, или складывать их, или спле тать наподобие настоящих артистов, начинали смеяться. Когда Саша запела тоненьким, затрепетавшим от волнения голо ском, все сразу обо всем забыли и невольно посмотрели вверх, сперва на высокий потолок, а потом в открытые окна на небо, потому что пока залось, будто и в самом деле там жаворонок вьется... 15
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2