Сибирские огни, 1982, № 7
пушкинская строка: «Чем государство бо- тетных научных изданиях. И так уж полу- гатеет»; содержание — переход от экономи- чилось, что один из самых любимых моих ческой оценки общественного богатства к персонажей у меня в романе цитировал оценке биосоциальной. его,— это уж произошло, так сказать, само От каждого из нас потребуются усилия, собой; а впрочем, было совершенно естест- а то и жертвы, чтобы решить насущные венно, что именно у этого ученого мой пер- экологические проблемы для поколений, сонаж взял нужные ему аргументы. А кни- живущих^ на Земле, и для грядущих, о ко- ги, конечно, гораздо полнее и разносторон- торых сейчас мы должны думать. О мно- нее освещают проблему. Пример из моей гом надо позаботиться, от чего-то отказать- личной практики — всего лишь один чает ся. Где-то нужны если не отказ, то ный случай; думаю,* многим помогли уже коррекция, усовершенствование. Это касает- эти книги и еще очень помогут, ся и крупного, и — порой — мелочей. Никакого не будет преувеличения, если Пример нашего невольного эгоизма и не- сказать, что книги эти активно «включи- разумия, за которые нас потомки не похва лят, может быть и самым что ни на есть обыденным. Скажем, со стиральными по рошками, зачем далеко ходить за примером. Несравненно более удобные для каждой хозяйки, чем мыло, они одержали полную над ним победу. Но вот заключение специа листа: «Использовавшееся тысячелетиями во всех частях света, в огромном разнообразии экологических, экономических и культурных ситуаций, мыло не оставило... никаких сле дов в окружающей среде. Детерогенты же (так называют стиральные порошки.— Д . К.) всего лишь за 25 лет своего существования нанесли ей непоправимый вред везде, где бы они ни применялись... Замена мыла детеро- гентами не сделала нас чище, чем мы были, но окружающую среду она сделала более грязной». Подход «поживем — увидим» грозил бы катастрофой. Формирование экологического сознания — задача актуальнейшая, внедре ние в ум и совесть каждого постоянной за боты об окружающей среде — едва ли не самый сейчас важный род внедрения науч ных результатов. Уважение вызывает уче ный, обратившийся к этим проблемам, обра щающийся к широкому кругу людей с раз говором обстоятельным и доверительным. Своими книгами он делает такое дело, кото рое, пожалуй, может перевесить дела иных не маленьких лабораторий и отделов. Потому что главное', конечно, в людях. От них все зависит. На них, соответственно, й вся надежда. Наивно было бы полагаться на одни только средства очистки газов, стоков и прочего, на одни только новые тех нологии и т. п. Да не обидятся на меня те, кто этим всем — очень полезным! — зани мается. Но главное-тс заключается в лю-' дях. В их позиции, их понимании проблем, их желании участвовать в разрешении оных. Вот ученый, экономист, пошел к людям со своими книгами. Пусть он где-то увлечется, повторится, нырнет в специальное, собьет ся на скороговорку, перескажет известное. Не страшно. Он квалифицирован, точен, по следователен, что соответствует теме его монолога. Он пришел говорить серьезно о самом серьезном. Пусть будут его слова ус лышаны, книги — прочтены. Думаю, с полной определенностью можно утверждать, что эти книги не только вошли в круг чтения людей, не равнодушных к судьбе Сибири. Ибо они не просто удовлет воряют определенный.интерес и дают соот ветствующую информацию. Они сразу стали помощниками,— помощниками всем, кому нужны и полезны для работы такого рода знания. Откроюсь чистосердечно: я и раньше пользовался работами П. Г. Олдака, выис кивая его публикации в солидных, автори- лись» в общественную жизнь Сибири. И со служат ей добрую службу. Такую, какая в данный момент очень и очень нужна. Вот что получается: небольшого формата листки белого материала, называемого бумагой, изготовленного гз деревьев, выросших в Сибири,— эти листки, будучи заполнены сочетаниями одних и тех же условных знач ков, коих разновидностей всего-то около десятков четырех,— могут стать реальными, активными, действенными участниками жизни масс людей, человеческого общества; могут принести существенную пользу всей, той же самой, Сибири; если, конечно, за этими «значками» стоят знания, понимание самых острых проблем своего времени, гражданская смелость. Сибирское отделение издательства «Нау ка», выпустившее эти книги, сделало тем самым очень доброе дело. К сожалению, приходится считаться с таким стихийным явлением, как инфляция слов. Но как тут сказать иначе? Да, действительно: сделало доброе дело. Как и многими другими свои ми изданиями. В том числе — и научно- популярной серии. А Сибири, а читателям, да просто — всем нам так нужны добрые дела. Ведь нужда в них — не уменьшается в наш сложный век, отнюдь нет. Но почему, собственно, принято стало считать, что речь в таких книгах идет об охране природы? И сама по себе природа, конечно, имеет самостоятельную ценность и, безусловно, безоговорочно достойна зашиты, сбережения, любых забот и затрат. Но ведь — признаемся самим себе — не мы слим мы ее без себя. Не будем же, пусть даже в абстракции, отделять одно от друго го. Скажем прямо: забота о природе — это забота о человеке, беспокойство об окру жающей среде — это беспокойство о том, кого эта самая среда окружает. В нем, ко го она окружает, в человеке,— в вас, ваших детях, родителях, друзьях,— вот где глав ное, вот о чем идет речь, по существу-то. Кто пытается свести разговор к частностям, кто утверждает, будто все это лишь докуч ливые да праздные разнотолки про цветоч ки и березки,— тот либо не понимает, что происходит, либо сознательно отступается от важнейшего. Без здоровой природы нет здорового человека, без полноценной при роды нет полноценного человека. Без сбере женной Сибири нет сбереженного населе ния ее. А ведь мы так уж воспитаны, так нас учили с детства: человек, личность — глав ное; не средство, как в иных общественных системах, а — цель развития На том стоим, на том будем стоять. Врт здесь и лежит ко рень наших забот, забот государства и каж дого из нас лично,— и о природе, и о мно 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2