Сибирские огни, 1982, № 7

вый Катин любовник привозит ее к себе на квартиру, уверенный, что им ничто не по­ мешает (жена на курорте), как вдруг в самый неподходящий момент раздается зво­ нок в дверь — это теща пришла с провер­ кой. Вот директорша клуба холостяков предлагает Кате «по блату» хорошего жени­ ха... Нет, какое бы блестящее перо ни опи­ сывало эти сцены, все равно эффект был бы не тот. Потому что все это нужно именно поставить, сыграть, снять и показать. Не знаю, быть может, мое утверждение пока­ жется слишком наивным и прямолинейным, но все же осмелюсь сделать такой вывод: секрет успеха «Москвы...» состоит в том, что мы увидели именно кино, фильм, а не по­ весть и не рбман в диалогах, каковыми яв­ ляются большинство новых лент, выпускае­ мых на экраны в последние годы. За при­ мером тут далеко ходить нет надобности. Вышеупомянутый фильм «Верой и правдой» (действие которого, кстати сказать, тоже происходит в Москве и примерно в те же годы, что и в фильме В. Меньшова) — вели­ колепный образчик такого разговорного ки­ норомана, исполненного скорее по законам литературного повествовательного жанра, чем по законам кинематографа. Авторы же «Москвы...» строят свое по­ вествование с учетом требований, специфи­ ки кино; они прекрасно знают, что показано кино и что ему противопоказано, что «ло­ жится» на экран и что нет. Взять хотя бы одну из главных сюжетных линий — исто­ рию Катиной любви, которая принесла этой доброй, доверчивой девушке столько горя, поставила ее в двусмысленное поло­ жение матери-одиночки. Дотошные критики сразу заметили: подобного рода истории уже были (и не раз!) достоянием экрана. Г. Хлопянкина, рецензент «Литературной га­ зеты», вспомнила фильм 50-х годов «Чело­ век родился», в основе которого была со­ вершенно аналогичная ситуация. Однако, если мобилизовать нашу просвещенную па­ мять, можно вспомнить произведения, со­ зданные еще в прошлом веке. Разве в тех же «Без вины виноватых» запечатлена не такая же любовная драма? Катя, правда, в отличие от Любы Отрадиной, не теряет ребенка, не тратит на его поиски долгие годы,— ну, а все остальное почти «по Ост­ ровскому». Как и героиня Островского, Ка­ тя ценой упорнейшего труда и лишений до­ бивается успеха в жизни, становится само­ стоятельной, независимой женщиной «с по­ ложением», а затем встречает того, кто бро­ сил ее, и дает ему жестокую отповедь. Да, былб уже все это на экране, но встретились мы с еще одной трудной женской судьбой— и снова сопереживаем, сочувствуем, отчаи­ ваемся и торжествуем вместе с героиней... Почему? Да, видимо, прежде всего потому, что сама жизнь по-прежнему в изобилии по­ ставляет нам подобные сюжеты, и вариаций здесь не так уж много, чтобы обновить этот сюжет до неузнаваемости. Правда, кино в данном случае несколько адаптировало эту ситуацию, внесло в нее наряду с вполне оп­ равданным элементом мелодрамы и вполне, как мне кажется, уместный элемент нраво­ учительности. Ведь в жизни молодые повесы далеко не всегда поступают так, как посту­ пил раскаявшийся Катин возлюбленный Кстати, и в литературе подобного рода покаяния и коленопреклонения выглядят, как правило, натяжкой, анахрон^чом в ду­ хе пресловутого требования классицизма: порок наказан, добродетель торжествует. В фильме же все это кажется не только уместным, но и необходимым. Необходимым до такой степени, что трудно даже предста­ вить иной, другой исход. Вернее даже ска­ зать так: другой финал этой истории зри­ тель бы просто не принял, ушел бы с се­ анса неудовлетворенным, обманутым в сво­ их ожиданиях. Потому что тут нужна имен­ но такая концовка, о которой говорят — «как в сказке», «как в кино». Впрочем, вы­ ражение «как в сказке» относится скорее к истории счастливого замужества героини. Кое-кто из критиков, правда, не преминул съязвить: дескать, хватит ли на всех оди­ ноких женщин непьющих, интеллигентных слесарей. Согласен: здесь типичный «Ьарру епб», и есть в этом финале нечто от рож­ дественской сказки. Но в таком случае нам надо подвергнуть осмеянию и целый ряд других фильмов, также оканчивающихся вполне счастливо. Ведь если разобраться, то вся история, положенная, скажем, в основу «Иронии судьбы», тоже рождественская сказка. Посмотрев ее, тоже можно задать ехидный вопрос: хватит ли на всех одино­ ких учительниц холостых, непьющих хирур­ гов? Однако без этой сказки, без этой ми­ лой неправды не было бы той остроумной, искрометной и вместе очень задушевной ко­ медии, какую мы имеем в лице популярней­ шего фильма «Ирония судьбы, или С лег­ ким паром!» Снова тут свое веское слово сказала специфика кино... Хочу быть правильно понятым. Я вовсе не собираюсь объявить фильм «Москва сле­ зам не верит» шедевром. Я прекрасно вижу в нем и сюжетные издержки, и налет сен­ тиментальности, и дешевенький юмор в от­ дельных сценках; никак не занесешь в актив авторов их стремление говорить с экрана прописные истины, вроде той, что каждый из нас кузнец своего счастья. И все-таки феноменальный успех этого фильма мне кажется и заслуженным и знаменательным. И главную причину успеха я вижу в том, что авторы «Москвы...» вернули кинемато­ графу его родовые, специфические качества, что сняли они — еще раз хочу повторить — именно фильм, а не фотокопию с известного литературного произведения. «Экипаж» — тоже чистой воды кино. Хо­ тя кинематографичность здесь, как уже от­ мечено, достигается совсем иными средства­ ми— главным образом за счет техники и всевозможных кинотрюков. Сразу хочу ого­ вориться: ведя разговор об этом фильме, я намеренно сосредоточиваю внимание на вто­ рой его части, ибо первую считаю просто растянутым эпилогом, длинной экспозицией. Демонстрации «Экипажа», помнится, предшествовала шумная реклама. Сообща­ лось, в частности, что это самый дорогой фильм последних лет, что на съемки его бы­ ло отпущено несколько миллионов. Реклама сделала свое дело. Публика валом валила на «Экипаж». Еще бы: ведь мы привыкли, что миллионные капиталовложения обычно отпускаются тем, кто строит, сооружает, воздвигает. А здесь миллионы были отпуще­ ны на показ катастроф. Как-то освоят кине­ матографисты эти миллионы? Окупятся ли они? Окупились. И даже с лихвой. Зрители не обманулись в своих ожиданиях. Катаст- 163 11*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2