Сибирские огни, 1982, № 7
В самый последний момент в аэропорту по является целая делегация колхозников во главе с председателем. Как выясняется, де вушки решили покинуть родную Журавли ху в знак протеста, чтобы проучить зарвав шегося бригадира Вакулу. Тут же, в аэро порту, всё и улаживается: председатель тор жественно обещает убрать Вакулу из бригады, и беглянки соглашаются вернуться обратно в деревню. А что же наш бравый десантник? А он летит к своим друзьям, ни сколько даже не огорченный,— как бы там ни было, а смотрины состоялись, и всё еще впереди... Финал, что и говорить, смелый, непредвиденный. Но один-единственный ан тиштамп против десятков самых замшелых киноштампов — все-таки слишком слабое противоядие. Выражаясь языком спортив ных комментаторов, это не более чем гол престижа, забитый на последних минутах. В кинокомедии «Уходя — уходи» (режис сер В. Трегубович, автор сценария В. Ме режко) все началось с сапог. Жена попро сила мужа, чтобы он продал у себя на ра боте сапоги, которые ей оказались малыми. Причем строго-настрого наказала, чтобы проданы они были по барахолочной цене — за 125 рублей. («Я сама столько за них платила»,— говорит жена.) Но не смог бед ный Дмитрий Сулин стать спекулянтом да же поневоле, не повернулся у него язык на звать эту сакраментальную цифру 125 (хотя сослуживцы сами предлагали ему именно такую сумму). В итоге сапоги были прода ны по номинальной стоимости, а затем Су лин вынужден был просить взаймы у своего же покупателя пятьдесят рублей, чтобы от читаться перед женой... Фильм «Уходя — уходи» задуман как ко медия характеров, где юмор должен возни кать из несоответствия между натурой героя и теми непредвиденными ситуациями, в кото рые он попадает и потому вынужден иг рать несвойственные ему роли: то спеку лянта, то донжуана, то утешителя и т. п. Замысел сам по себе очень интересный. И, к слову сказать, он прекрасно реализо ван... в повести Леонида Треера «Из жиз ни Дмитрия Сулина», по мотивам которой поставлен фильм «Уходя — уходи». Повесть эта и смешна, и грустна, и поучительна от начала и до конца — именно потому; что все в ней от характера героя, этакого современ ного Обломова, привыкшего и жить, и ду мать, и поступать по инерции, не сумевшего изжить в себе привычек, укоренившихся в нем с детских и юношеских лет. Л. Треер создал характер, который вполне можно на звать типическим,— столько мы находим в его Сулине черт и черточек, свойственных многим современным интеллигентам, точнее сказать, полуинтеллигентам. Создатели же фильма решили «скорректи- овать» этот характер, решили сделать из улина человека, который не столько теря ет свое лицо (как это у Л. Треера), сколько вновь обретает его, преодолевая свою мяг котелость и инертность. Однако это сомни тельное «становление личности» нарушило всю логику повести Л. Треера, свело на нет всю язвительность его сатиры. Создавая свой фильм по мотивам повести «Из жизни Дмитрия Сулина», авторы устранили отту да самый главный мотив — ее разоблачи тельный пафос, ее сатирическую направлен ность против определенного жизненного яв 162 ления. Вместо Сулина предметами сатиры в фильме стали совсем иные мишени, как то: жена-тряпичница, начальник-повеса, алкаш и проч. Мишени, хоть и достойные сатири ческих стрел, но слишком уж «пристрелян ные», и главное, даже в совокупности своей не заменяющие того по-настоящему серьез ного объекта сатиры, каким является Сулин в повести Л. Треера. И вот печальный итог — кинокомедия, совершенно не вызы вающая смеха. Кинокомедия, которой усты дились даже сами кинопрокатчики, не пус тившие ее на всесоюзный экран. Кинокоме дия, посмотрев которую так и хочется сказать: уходя с экрана — уходи навсегда. Фильм-бестселлер: «за» и «против» Не будем, однако, подсчитывать только убытки. Ведь были же в последние годы фильмы, пользовавшиеся огромным успехом у зрителей, шедшие неделями, даже месяца ми при полных залах. Наверное, стоит по говорить и об этих фильмах — хотя бы для того, чтобы понять, почему зритель их при нял и долго не отпускал с экрана. Конечно, стоит. Обязательно стоит. Тем более что сравнительно недавно один за другим демонстрировались два фильма, ко торые так и хочется назвать (по аналогии с литературой) фильмами-бестселлерами. Я имею в виду ленты режиссеров А. Митты и В. Меньшова «Экипаж» и «Москва слезам не верит». Фильмы очень разные, снятые в совершенно различных манерах. Один — боевик, с напряженным сюжетом (по край ней мере во второй части), с обилием так называемых экстремальных ситуаций; дру гой —- бытовая лента, без всяких сюжетных «подкруток», без всяких нежданных поворо тов и ЧП. Если не считать «чрезвычайным происшествием» сам успех фильма «Москва слезам не верит». Ведь что тут скрывать: если успех «Экипажа» можно было еще как- то прогнозировать, то триумф «Москвы...» был неожиданным. Неожиданным до такой степени, что почти все писавшие об этом фильме пытались прежде всего понять сек рет его необычайной популярности. Не слу чайно одна из многочисленных рецензий так и называлась «Секрет успеха». Попытаюсь и я, со своей стороны, как-то раскрыть этот секрет. Для начала предла гаю следующее. Представьте себе, что полу чилось бы, если бы вся история трех де- вушек-москвичек, положенная в основу фильма, была бы не показана с экрана, а рассказана в повести или романе. Тут, ко нечно, сразу напрашивается оговорка: смот ря кем написан был бы такой роман. Рискну утверждать: даже если бы эта история бы ла описана очень талантливым прозаиком, все равно в «письменном виде» она бы так не прозвучала, как прозвучала с экрана. Ибо история эта — именно для кино, ее на до именно показать, разыграть. Она вся из сугубо кинематографичных эпизодов. Вот Катя, одна из главных героинь, замотанная работой, учебой, грудным младенцем, засы пает в своей крохотной общежитской ком натенке, а просыпается... через много лет в роскошных аппартаментах. Вот незадачли
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2