Сибирские огни, 1982, № 7

ницы. Ибо созданы они на уровне все то­ го же «шланга». Причем шланг по-прежне­ му играет немалую роль в создании коме­ дийных ситуаций, и используют его наши кинематографисты, что называется, на пол­ ную мощность. Например, в фильме «Авто­ мобиль, скрипка и собака Клякса» мы в те­ чение добрых пяти минут любовались сце­ ной, где великовозрастный шалопай облива­ ет из шланга своих родителей и соседей по дому (для сравнения: весь фильм о шланге братьев Люмьеров шел меньше минуты). Были и варианты. В одной из комедий 50-х годов была такая сценка: к дому, где справляют свадьбу, подъезжает цементовоз, шофер вставляет шланг в открытое окно и сухим цементом в упор «расстреливает» сначала невесту с женихом, потом всех гос­ тей. Тоже очень смешно. Но дело, разумеется, не только в час- том использовании шланга по прямому на­ значению. Говоря о кинокомедиях, создан­ ных на уровне «шланга», я имею в виду прежде всего сам уровень мышления неко­ торых наших кинорежиссеров, которые по­ чему-то считают, что в комедийном фильме все дозволяется и разрешается, что там любая глупость, нелепость, несуразица и да­ же бестактность уместна и необходима. В фильме «Суета сует» (автор сценария Э. Брагинский, режиссер А. Сурикова) не­ лепости и несуразности начинаются с самых первых кадров. Главная героиня, заведую­ щая загсом, во время исполнения своих свя­ тых служебных обязанностей (она регист­ рирует очередную пару новобрачных) вдруг узнает новость: ее муж решил уйти к дру­ гой женщине. Ну, не умора ли? Солидная дама, всю жизнь напутствовавшая молодых супругов, скрепившая столько брачных со­ юзов, вдруг остается без мужа. Буквально по пословице: сапожник — без сапог! Но это еще цветочки. Далее выясняется, что дочь нашей героини решает выйти замуж и тай­ ком уезжает со своим женихом к нему на ро­ дину— не то в Псков, не то в Новгород. Мать, естественно, бросается вдогонку за своей непутевой акселераткой, а когда при­ езжает, встречает своего бывшего мужа в доме будущих сватов. Но «будущие», ра­ зумеется, не знают, что он «бывший». А ска­ зать вот так сразу всю правду неудобно (хороший же будет пример молодым!). И начинается комедия в комедии. «Бывшие» вынуждены разыгрывать любящую супру­ жескую пару, говорить друг другу нежные слова, спать в одной комнате и т. п. И, ко­ нечно же, согласно законам комедийного жанра, все оканчивается самым наилучшим образом: молодые бракосочетаются, следом за ними мирятся и «бывшие», поскольку, оказавшись снова вместе, они поняли, что друг без друга жить не могут. Отсюда мо­ раль: настоящая любовь ^выдерживает лю­ бые испытания. И неважно, что таким ис­ пытанием может быть уход «на сторону» одного из супругов — лишь бы супруг-беглец вовремя осознал, что первый его брак и был истинным, настоящим. А чтобы как следует это осознать, надо с чем-то сравнить. А что­ бы сравнить, надо недельку-две пожить с другим человеком. Что? Слишком экстрава­ гантно, несерьезно? Ну, так на то и коме­ дия, пытаются уверить нас авторы, главное, было бы над чем посмеяться. Увы, и сме­ яться в этой комедии особенно не над чем. Сомнительной морали здесь вполне соответ­ ствует и сомнительный юмор, который так и хочется назвать юмором в неглиже (по аналогии с известным выражением «юмор в коротких штанишках»), К примеру, такой вот эпизод. Герои, оказавшись в гостях у сватов, вынуждены провести ночь в одной комнате. Постель, естественно, тоже одна. Спать вместе нельзя — все-таки они уже не муж и жена. И начинаются поиски вариан­ тов: то он ложится на пол, а она — на кро­ вать, то наоборот, то они никак не могут поделить одеяло, то пробуют устроиться ва­ летом... Хорошие, талантливые актеры Г. Польских и Ф. Мкртчян пытаются из этой неуклюжей ситуации сотворить какое- нибудь мало-мальски комедийное зрелище. Но их попытки напоминают героические усилия врачей, спасающих безнадежного больного. Потому если и раздаются в зале редкие смешки, то это скорее своеобразное выражение сочувствия, соболезнования. По­ нимает он, наш терпеливый зритель, что хо­ рошие актеры тут ни при чем, и не судит их строго за то, что они согласились на глупые роли в глупой комедии. Не проста­ ивать же в самом деле!.. В фильме «Смотрины» (авторы сценария В. Богатырев, Г. Гуков, режиссер В. Ива­ нов) комедийная кутерьма также начинает­ ся с самых первых кадров. Десантник Во­ лодя Лялин во время учений приземляется на колхозном поле и накрывает своим пара­ шютом «гарну дивчину» — трактористку Га- лю. И хотя после столь необычного знаком­ ства у Володи под глазом остается внуши­ тельный фингал (у дивчины, как у всякой «голубой» героини комедии, ручка оказа­ лась дай боже), герой загорается желанием во что бы то ни стало это знакомство про­ должить. Жажда новой встречи толкает бравого десантника на дерзкий поступок. После окончания службы он едет прямо в Журавлиху (так называется деревня, где живет понравившаяся ему девушка) с наме­ рением увезти оттуда не только Галю, но и с десяток ее подружек. Куда, спрашивается, увезти? Ну конечно, в Сибирь! Ведь друзья Володи решили всем взводом ехать на стро­ ительство сказочного сибирского города Си- негорска, где так не хватает невест, о чем несколько раз оповещает зрителя дежурная шлягерная песенка, без которой лирическая кинокомедия, как известно, все равно что баня без пара... Остальное искушенный зри­ тель может уже сам без труда домыслить. Конечно же, по приезде Володи в Журавли­ ху окажется, что у Гали уже есть жених. Конечно же, местные хлопцы без должного понимания отнесутся к затее нашего героя, и дело дойдет до «рукопашной», в которой Володя продемонстрирует все, на что спосо­ бен настоящий десантник. Конечно же, Га­ ля, сопоставив бравого десантника со своим хлюпиковатым, да еще с замашками начина­ ющего бюрократа, женихом, сделает соот­ ветствующие выводы. Ну и, конечно же, Га­ лины подружки откликнутся на призыв Во­ лоди и гурьбой последуют за ним... Впро­ чем, стоп. Под конец фильма авторы как будто спохватываются: ведь если и дальше все время оправдывать ожидания зрителя, то зритель и возмутиться может. Может да­ же спросить: а что, собственно, нового, ори­ гинального в данном фильме?.. И авторы выдают совершенно неожиданный финал. 161 1 | Сибирские огни № 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2