Сибирские огни, 1982, № 7

конников. Чего только нет в этой сцене! Тут и люди падают через голову со скачущих лошадей, и лошади валятся на людей, тут и невероятнейшие прыжки с крыши на крышу, и стрельба на бегу, на скаку и на лету,<- словом, целое кинематографическое пиршест­ во, не уступающее по части «зрелищности» и «насыщенности» самой «Великолепной се­ мерке». Только в американском боевике про­ тив банды головорезов сражалось как-ни­ как семеро отважных ковбоев, и все семе­ ро, помнится, гибли в неравной схватке (соз­ датели этого фильма какое-то чувство меры все-таки соблюдали). Наши же герои вдво­ ем отбивают все наскоки беляков, и лишь в конце схватки, когда уже банда обраща­ ется в постыдное бегство, один из них гиб­ нет. Впрочем, удивляться тут тоже нечему. Ведь, во-первых, герои фильма не какие-то безыдейные искатели приключений, а бор­ цы за дело революции, так сказать, красные ковбои. А во-вторых, в кинематографе есть железное правило: кинопоследователи всег­ да в чем-то должны превосходить кино­ предшественников. Хотя бы по количеству выстрелов и трупов на один метр киноленты. Дурная ковбойщина дает о себе знать и в фильме со сверхинтригующим названием «Забудьте слово «смерть» (режиссер С. Гас­ паров, автор сценария Э. Володарский). Тут надо сразу отдать должное создателям фильма. Призывая к забвению, они нагляд­ но показывают, как надлежит это делать, забывая о самых элементарных вещах: и о том, что гражданская война — это очень серьезно и ответственно, и о том, что при­ ключенческий фильм — это тоже произведе­ ние искусства, а не набор штампов, и, на­ конец, о чувстве меры, о том, что драмати­ ческие сцены должны потрясать зрителя, а не расшатывать его нервную систему. Но, похоже, авторы решили прежде всего прове­ рить прочность наших нервов: они букваль­ но начинили весь фильм садистскими сцена­ ми расправ и истязаний. И снова—как не­ отвратимое возмездие кровожадному вра­ гу— в конце фильма разыгрывается сцена жестокого, неравного боя, где, с одной стороны, участвует кучка красноармейцев во главе с отважным комиссаром, а с дру­ гой— многолюдная озверевшая шайка бан­ дитов. Снова все здесь как в образцовом ковбойском фильме: падения с коней по всем правилам цирковой вольтижировки, прыжки с крыши в седло и наоборот,. вы­ стрелы из разных положений и проч. Только на сей раз введена новинка — от­ дельные наиболее удачные попадания вос­ производятся повторно, в замедленной съемке — точь-в-точь как заброшенные шай­ бы в телевизионных трансляциях хоккейных матчей... Я не случайно провожу здесь параллели с цирком и хоккеем, ибо когда смотришь подобного рода ленты, то создается полное впечатление, что ты присутствуешь на ка­ ком-то зрелищно-спортивном мероприятии. Герои этих лент не совершают революцию, а играют в революцию, не участвуют в граж­ данской войне, а играют в гражданскую войну. ...На волнах Ледовитого океана качается шхуна, на борту ее — бородач в свитере и с винчестером в руках, а на палубе трупы людей и кучи расстрелянных гильз. Что и говорить, финал фильма «Последняя охота» (режиссер И. Шешуков, автор сценария А. Макаров) эффектен, впечатляющ и, если можно так выразиться, весьма результати­ вен. Собственно, ради этих результатов — горы трупов и сотни расстрелянных патро­ нов — и создавали авторы свой боевик. Бо­ евик, который скорее напоминает много­ дневные соревнования по пулевой стрельбе. Начинается он с такого кадра: на краю об­ рыва стоят двое охотников — русский и эс­ кимос — и ведут стрельбу по зажженным факелам. Но это, так сказать, тренировка, разминка. В последующих кадрах фильма мишенями уже становятся люди. Люди здесь гибнут десятками, но смотришь на это совершенно спокойно, а если и пере­ живаешь их гибель, то чисто по-болелыци- чески (еще одна мишень поражена, еще од­ на «тарелочка» разбита), ибо ни на мину­ ту не забываешь, что перед тобой игра, со­ ревнование, в ходе которого непременно вы­ явится чемпион. И чемпионом, конечно же, становится главный герой — тот самый бо­ родач в свитере, сумевший в одиночку одо­ леть всю команду пиратской шхуны... Сло­ вом, вся эта киностряпня к подлинным со­ бытиям гражданской войны, к борьбе за установление власти Советов на местах не имеет ровным счетом никакого отношения. И посмотрев «Последнюю охоту», невольно ловишь себя на мысли: хорошо, если бы действительно это была последняя «вылаз­ ка» браконьеров от киноискусства в герои­ ческое прошлое. Ибо дальше в деле опош­ ления и дискредитации событий граждан­ ской войны, кажется, идти уже некуда. Комедия или собрание глупостей? ...Садовник поливает из шланга газон. Не­ подалеку играют дети. Один из них, судя по всему — порядочный сорванец, решает под­ шутить над поливальщиком. Становится обеими ногами на шланг, отчего струя во­ ды сразу ослабевает.' Садовник трясет брандспойтом, потом подносит его к лицу, желая посмотреть, не засорилось ли там что. В этот момент мальчишка соскакивает со шланга, и струя воды со всей силой уда­ ряет в физиономию садовника. Разумеется, вы уже догадались, что все вышеописанное — пересказ содержания са­ мой первой кинокомедии. Первого фильма вообще, создателями которого были, как из­ вестно, сами изобретатели кинематографа — братья Люмьеры. Обычно историки кино вспоминают этот первый фильм для того, чтобы наглядно показать, как далеко впе­ ред ушел современный кинематограф, на­ сколько обогатились его изобразительные и технические возможности... Что ж, если го­ ворить о кино в целом, то действительно за восемьдесят с лишним лет своего сущест­ вования оно шагнуло далеко вперед. Но вот что касается кинокомедии, тут, мне кажет­ ся, дело обстоит несколько иначе. Тут нуж­ но посмотреть правде прямо в глаза и при­ знать, что многие современные кинокоме­ дии, несмотря на то, что сняты они на цвет­ ную пленку, озвучены, омузыкалены, несмот­ ря на великолепный ансамбль актеров, заня­ тых в них,— увы, по содержанию своему не­ намного далеко ушли от своей родоначаль- 160

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2