Сибирские огни, 1982, № 7
конников. Чего только нет в этой сцене! Тут и люди падают через голову со скачущих лошадей, и лошади валятся на людей, тут и невероятнейшие прыжки с крыши на крышу, и стрельба на бегу, на скаку и на лету,<- словом, целое кинематографическое пиршест во, не уступающее по части «зрелищности» и «насыщенности» самой «Великолепной се мерке». Только в американском боевике про тив банды головорезов сражалось как-ни как семеро отважных ковбоев, и все семе ро, помнится, гибли в неравной схватке (соз датели этого фильма какое-то чувство меры все-таки соблюдали). Наши же герои вдво ем отбивают все наскоки беляков, и лишь в конце схватки, когда уже банда обраща ется в постыдное бегство, один из них гиб нет. Впрочем, удивляться тут тоже нечему. Ведь, во-первых, герои фильма не какие-то безыдейные искатели приключений, а бор цы за дело революции, так сказать, красные ковбои. А во-вторых, в кинематографе есть железное правило: кинопоследователи всег да в чем-то должны превосходить кино предшественников. Хотя бы по количеству выстрелов и трупов на один метр киноленты. Дурная ковбойщина дает о себе знать и в фильме со сверхинтригующим названием «Забудьте слово «смерть» (режиссер С. Гас паров, автор сценария Э. Володарский). Тут надо сразу отдать должное создателям фильма. Призывая к забвению, они нагляд но показывают, как надлежит это делать, забывая о самых элементарных вещах: и о том, что гражданская война — это очень серьезно и ответственно, и о том, что при ключенческий фильм — это тоже произведе ние искусства, а не набор штампов, и, на конец, о чувстве меры, о том, что драмати ческие сцены должны потрясать зрителя, а не расшатывать его нервную систему. Но, похоже, авторы решили прежде всего прове рить прочность наших нервов: они букваль но начинили весь фильм садистскими сцена ми расправ и истязаний. И снова—как не отвратимое возмездие кровожадному вра гу— в конце фильма разыгрывается сцена жестокого, неравного боя, где, с одной стороны, участвует кучка красноармейцев во главе с отважным комиссаром, а с дру гой— многолюдная озверевшая шайка бан дитов. Снова все здесь как в образцовом ковбойском фильме: падения с коней по всем правилам цирковой вольтижировки, прыжки с крыши в седло и наоборот,. вы стрелы из разных положений и проч. Только на сей раз введена новинка — от дельные наиболее удачные попадания вос производятся повторно, в замедленной съемке — точь-в-точь как заброшенные шай бы в телевизионных трансляциях хоккейных матчей... Я не случайно провожу здесь параллели с цирком и хоккеем, ибо когда смотришь подобного рода ленты, то создается полное впечатление, что ты присутствуешь на ка ком-то зрелищно-спортивном мероприятии. Герои этих лент не совершают революцию, а играют в революцию, не участвуют в граж данской войне, а играют в гражданскую войну. ...На волнах Ледовитого океана качается шхуна, на борту ее — бородач в свитере и с винчестером в руках, а на палубе трупы людей и кучи расстрелянных гильз. Что и говорить, финал фильма «Последняя охота» (режиссер И. Шешуков, автор сценария А. Макаров) эффектен, впечатляющ и, если можно так выразиться, весьма результати вен. Собственно, ради этих результатов — горы трупов и сотни расстрелянных патро нов — и создавали авторы свой боевик. Бо евик, который скорее напоминает много дневные соревнования по пулевой стрельбе. Начинается он с такого кадра: на краю об рыва стоят двое охотников — русский и эс кимос — и ведут стрельбу по зажженным факелам. Но это, так сказать, тренировка, разминка. В последующих кадрах фильма мишенями уже становятся люди. Люди здесь гибнут десятками, но смотришь на это совершенно спокойно, а если и пере живаешь их гибель, то чисто по-болелыци- чески (еще одна мишень поражена, еще од на «тарелочка» разбита), ибо ни на мину ту не забываешь, что перед тобой игра, со ревнование, в ходе которого непременно вы явится чемпион. И чемпионом, конечно же, становится главный герой — тот самый бо родач в свитере, сумевший в одиночку одо леть всю команду пиратской шхуны... Сло вом, вся эта киностряпня к подлинным со бытиям гражданской войны, к борьбе за установление власти Советов на местах не имеет ровным счетом никакого отношения. И посмотрев «Последнюю охоту», невольно ловишь себя на мысли: хорошо, если бы действительно это была последняя «вылаз ка» браконьеров от киноискусства в герои ческое прошлое. Ибо дальше в деле опош ления и дискредитации событий граждан ской войны, кажется, идти уже некуда. Комедия или собрание глупостей? ...Садовник поливает из шланга газон. Не подалеку играют дети. Один из них, судя по всему — порядочный сорванец, решает под шутить над поливальщиком. Становится обеими ногами на шланг, отчего струя во ды сразу ослабевает.' Садовник трясет брандспойтом, потом подносит его к лицу, желая посмотреть, не засорилось ли там что. В этот момент мальчишка соскакивает со шланга, и струя воды со всей силой уда ряет в физиономию садовника. Разумеется, вы уже догадались, что все вышеописанное — пересказ содержания са мой первой кинокомедии. Первого фильма вообще, создателями которого были, как из вестно, сами изобретатели кинематографа — братья Люмьеры. Обычно историки кино вспоминают этот первый фильм для того, чтобы наглядно показать, как далеко впе ред ушел современный кинематограф, на сколько обогатились его изобразительные и технические возможности... Что ж, если го ворить о кино в целом, то действительно за восемьдесят с лишним лет своего сущест вования оно шагнуло далеко вперед. Но вот что касается кинокомедии, тут, мне кажет ся, дело обстоит несколько иначе. Тут нуж но посмотреть правде прямо в глаза и при знать, что многие современные кинокоме дии, несмотря на то, что сняты они на цвет ную пленку, озвучены, омузыкалены, несмот ря на великолепный ансамбль актеров, заня тых в них,— увы, по содержанию своему не намного далеко ушли от своей родоначаль- 160
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2