Сибирские огни, 1982, № 7
тить здесь, что и Пырьев в своих экраниза циях. отнюдь не чуждался мелодраматиче ских ноток. Хочу, чтобы меня поняли правильно. Я вовсе не призываю к тому, чтобы каж дая экранизация была непременно мелодра мой, я вполне допускаю, что может быть иной подход к литературному произведению, выбранному для экранизации, что, наконец, режиссер имеет полное право на экспери мент, на поиск. Однако в любом случае, думается мне, всегда нужно помнить о зри телях. Ведь люди идут в кино, чтобы по смотреть хороший, зрелищный фильм, а не за тем, чтобы наблюдать за эксперимента ми иных «высокоинтеллектуальных» киноре жиссеров. И с этой потребностью массо вого зрителя нельзя не считаться. А потому и хочется пожелать нашим “кинематографис там, чтобы прежде чем экранизировать то или иное произведение классики, они серьез но подумали, что из этого получится. Стоит ли, как говорится, литературная овчинка кинематографической выделки. Ковбои в буденовках и амазонки в шинелях В последние годы появилось много филь мов о гражданской войне. Причем боль шинство этих лент отнюдь не претендует на широту и масштабность в изображении ре волюционных событий. В основе их, как / правило, рассказ о каком-нибудь эпизоде, связанном с борьбой за власть Советов на местах, в самых глухих окраинах бывшей Российской империи. Эта тенденция вполне понятна и закономерна. Сейчас, когда наш кинематограф располагает такими шедевра ми, как «Броненосец «Потемкин», «Чапаев», «Щорс», «Пархоменко», фильмы М. Ромма и С. Юткевича о В. И. Ленине, экранизации эпопей М. Шолохова и А. Толстого, вряд ли есть смысл снова, по второму кругу, об ращаться к самым главным событиям рево люции и гражданской войны, запечатлен ным в этих кинолентах. Поэтому кинемато графисты выбрали верное, в общем-то, на правление, делая акцент при освещении со бытий гражданской войны на эпизодах, так сказать, местного значения, на показе того, как революция превращала в подлинных ге роев простых людей — рабочих, крестьян, солдат. Вместе с тем частое обращение нашего кинематографа к эпохе гражданской войны преследует и еще одну, сугубо профессио нальную цель. Не секрет, что наш зритель очень любит приключенческие, остросюжет ные фильмы, и не секрет, что потребность эта удовлетворяется зачастую за счет зару бежных боевиков. Всем нам памятен успех «Великолепной семерки» и прочих ковбой ских фильмов, хотя качество многих из них оставляло желать лучшего. Противопоста вить этой ковбойщине можно было только одно — свой отечественный вестерн, тем бо лее, что наша история, в частности история гражданской войны, давала здесь богатей ший материал. Такой вестерн появился на наших экранах в середине 60-х годов. Сна чала это было «Белое солнце пустыни», за тем две серии «Неуловимых». Оба фильма стали событием в нашем киноискусстве, и по праву. Это настоящие высокопрофессио нальные приключенческие ленты, которые по части зрелищности, занимательности, ре жиссерской выдумки ничуть не уступают самым популярным зарубежным вестернам. Причем их создателям удалось найти соб ственный стиль киноповествования, удалось избежать многих шаблонов и трюков, свой ственных голливудским боевикам. Одним словом, почин в нашем кинематографе был сделан неплохой, и, казалось бы, мы вправе были ждать появления новых добротных приключенческих лент. Увы... Не дождались. Ибо все последую щие вестерны о гражданской войне (а их уже насчитывается несколько десятков) оказались посредственными эпигонскими лентами, созданными не в лучших традици ях советского кино, а по рецептам голливуд ской кинокухни. Невероятно, но факт: опыт В. Мотыля и Э. Кеосаяна, которым действи тельно удалось создать отечественный вес терн, канул, по сути, в небытие; зато опыт создателей «Великолепной семерки» и иже с ними получил широчайшее распростране ние. Вот двухсерийнаая лента «Поговорим, брат» (авторы сценария Г. Кушниренко, Ю. Чулюкин, А. Иванов, режиссер Ю. Чулю- кин), посвященная партизанскому движе нию на Дальнем Востоке. В первых кад рах фильма мы видим реальные приметы тех тревожных, суровых лет: дальневосточ ный город, захваченный белогвардейцами и их союзниками —японскими интервентами, подпольные сходки, облавы, партизанский отряд, укрывающийся в горах. Но чем даль ше разворачивается киноповествование, тем все отчетливее обнаруживаются истинные намерения авторов — их стремление не столько воспроизвести правдиво один из эпизодов гражданской войны, сколько же лание просто поразвлечь и поразить зрителя разного рода неожиданными сюжетными вы вертами и эффектными кинотрюками. Ну, а где на первое место выходит чистая завле кательность, там правда жизни, естествен но, подает в отставку, и экран превращает ся в арену для демонстрации всякого рода «умений», которыми авторы щедро наделя ют своих героев. И вот уже партизаны, в недавнем прошлом обыкновенные крестья не и рабочие, становятся заправскими ков боями, которые и на конях лихо скачут, и стреляют из всех видов оружия и из самых немыслимых положений, и профессионально владеют приемами самбо и каратэ, и, ко нечно же, дурачат, как хотят, своих недале ких, нерасторопных врагов. Чего стоит один только эпизод, когда отчаянный партизан ский разведчик забирается в бочку, и пока белые казаки везут эту бочку к себе в полк, успевает из их разговоров узнать о всех ближайших планах врага. Смотришь и диву даешься: ну и «конспирация» была у этих лопухов-белогвардейцев! Последний денщик знал все штабные тайны! И не только знал, но и имел право вслух, покуривая самокрут ку, обсуждать их с другим низшим чином... На кого рассчитывали авторы, создавая по добного рода «интермедии», остается только гадать. Во всяком случае, зритель отныне уже ничему не удивляется. Потому как должное воспринимается и финальная сце на, ' где два брата-партизана ведут бой с целой ордой вооруженных до зубов белых 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2