Сибирские огни, 1982, № 7
Причем Пырьеву удалось создать фильмы по-настоящему зрелищные, захватывающие, которые смотрелись, что называется, на од ном дыхании. Думается, секрет успеха этих фильмов очень показателен и поучителен. Ибо дело тут не только в блестящей режис суре и великолепной игре актеров. Дело еще и в самом выборе. Пырьев-режиссер прекрасно почувствовал, что в романах До стоевского есть самое главное, самое необ ходимое для кинематографа — драмати ческое начало, драматургия. Ведь Достоев ский не только" великий художник и психо лог, но и великий драматург. Надо пола гать, именно эта особенность Достоевского- романиста и привлекла Пырьева. Недаром в своих многочисленных интервью ои гово рил, что экранизировать Достоевского было мечтой всей его жизни. И, осуществив свою мечту, Пырьев блестяще доказал и нагляд но показал: большая литература лишь в том случае становится большим кино, когда в ней есть большая драматургия. Истина, в общем-то, простая и давно известная, но на ши кинематографисты почему-то упорно пы таются ее опровергнуть. Они почему-то счи тают, что кино подвластно все, что оно способно сотворить любое эстетическое чудо. Думаю, только этой излишней самоуверен ностью можно объяснить многочисленные факты обращения мастеров кино (притом самых известных, самых маститых) к про изведениям русской классики, совершенно лишенным какого-либо драматического на чала, а потому заведомо обреченным стать еще одной невинной жертвой кинематогра фа. Я никак не могу понять, что побудило, к примеру, С. Бондарчука экранизировать «Степь». Ведь чеховская повесть — по сути поэма в прозе, вся прелесть которой в язы ке, в слове. «В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не пахнет цветами, но степь все еще прекрасна и пол на жизни. Едва зайдет солнце и землю оку тает мгла, как дневная тоска забыта, все прощено, и степь легко вздыхает широкой грудью». Читаешь и будто музыку слуша ешь. И вот эту музыку решили «снять», и действительно сняли, в смысле изгнали, вы ветрили, исключили — и получилось в итоге утомительнейшее, скучнейшее киноповество вание о том, как едет по безбрежной сте пи повозка, как путники дремлют, зевают, едят, ведут пустые разговоры... Итак, нет драматургии — нет кино. Но мне кажется, и здесь далеко не все так просто, и в этот очевидный постулат следу ет внести одно существенное уточнение. Де-, ло в том, что далеко не всякая драматур гия может стать кинодраматургией. Снова обратимся к богатому опыту отечественно го кинематографа. Наверное, трудно даже перечислить все фильмы, созданные по пьесам А. Н. Остров ского. Казалось бы, в руках режиссеров бы ла первоклассная драматургия, но, положа руку на сердце, признаем, что лишь считан ные единицы, лишь очень немногие пьесы великого драматурга стали именно фильма ми. И, думаю, большинство читателей согла сится со мной, лучший из них — «Без вины виноватые». И секрет успеха его не только в прекрасной режиссуре В Петрова, не толь ко в великолепном подборе актеров на главные роли. Дело здесь опять же в самом выборе. Из всех пьес великого драма 158 турга пьеса «Без вины виноватые» оказа лась, пожалуй, самой кинематографичной. Хотя Островский назвал свою пьесу комеди ей, но по сути — это классическая мелодра ма со всеми присущими данному жанру признаками и приметами: здесь и несчаст ная любовь, и роковая разлука матери с сыном, и неожиданная их встреча спустя много лет, и запоздалое раскаяние отца — виновника всех этих бед и несчастий. И как прекрасно «легло» все это на экран, какое великолепное, захватывающее получилось зрелище и как блистали в этой мелодраме наши замечательные актеры во главе с несравненной А. К. Тарасовой! Снова обратимся к Чехову. Масса экра низаций сделана по его повестям, расска зам, пьесам. Среди них немало работ от меченных и тонкой режиссурой и ювелир ной актерской техникой, как «Человек в фут ляре», «Попрыгунья», «Дама с собачкой». Но самым «кассовым» из всех чеховских фильмов оказалась «Анна на шее». Помню, как в начале 50-х годов, когда фильм ре жиссера И. Анненского вышел на экраны, публика буквально штурмовала кинотеат ры. Прекрасно помню и другое: как крити ки дружно ополчились против И. Анненского за то, что тот, по их мнению, исказил, чуть ли не извратил Чехова. Делались такие вот сопоставления: 'к примеру, бал в рассказе Чехова выглядит убогим, провинциальным увеселительным мероприятием; на экране же — громадный зал с колоннами, люстры с сотнями свечей, музыканты во фраках и разнаряженная великосветская публика, сре ди которой блещет своими роскошными ту алетами и красотой главная героиня. Со поставляли и негодовали: это-де не Чехов, это какой-то лермонтовский маскарад. Вы зывала протест и концовка фильма: Анна с любовником мчится на лихой тройке, а вслед за ней, утопая в сугробах, бегут не счастный, совсем забытый ею отец и два карапуза-гимназиста, ее младшие братья. Тоже, как утверждали критики, не по-че ховски это, слишком слезливо, мелодрама тично... Но, странное дело, прошло уже четверть века, а «Анна на шее» до сих пор памятна мне во всех подробностях, в то время как многочисленные «тонкие», «ис тинно чеховские» экранизации начисто за быты. Да и, думаю, не только у меня од ного осталась в памяти эта некогда жесто ко раскритикованная лента. Разумеется, в фильме И. Анненского были явные просче ты, были в нем и надрыв, и мелодрама тизм — качества, не свойственные, в общем- то, прозе Чехова (за исключением, быть мо жет, нескольких ранних его вещей). Но весь парадокс заключается в том, что, пойдя про тив Чехова, мелодраматизировав его рас сказ, режиссер одержал победу; как бы там ни было, но получился добротный, зрелищ ный фильм, который, кстати говоря, вполне доносил до зрителя и главную мысль чехов ского рассказа — мысль о том, как все-таки это гадко и пошло, когда милое, доброе су щество превращается в пустышку, в наряд ную куклу, в попрыгунью. Суммируя все вышесказанное, невольно приходишь к выводу, что мелодрама очень хорошо отвечает специфике кино — во вся ком случае, неплохо способствует тому, чтобы драматургия стала именно кинодра матургией. Не лишним будет также заме-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2