Сибирские огни, 1982, № 7
графистов сотворить нечто значительное. Пусть не «фильм века», но, по крайней мере, добротную ленту, посмотрев которую мы,' зрители, получили бы ясное представление о том, в каких условиях соооружается эта уникальная магистраль, что за люди ее строят, какие проблемы и трудности им при ходится решать и одолевать. Что же мы увидели? Сначала грандиозную катастрофу. На од ном из участков БАМа произошло землетря сение, вследствие чего целый городок стро ителей оказался отрезанным от внешнего мира. Нужно срочно пробить новую дорогу, так как прежняя разрушена фактически вся, нужно спасать оказавшихся в ловушке лю дей, среди которых женщины и дети. С этой целью руководство участка форми рует отряд десантников во главе с молодым инженером Александром Ивановым. На эк ране появляется этакий красавец-бородач спортивного вида, высокий, сдержанный, ироничный; затем авторы поочередно зна комят нас с остальными членами отряда. Их четверо, и все ■они, как принято говорить, люди разные. Это — грузин, не унывающий и не теряющий чувства юмора (кавказский человек все-таки!) даже в самых безнадеж ных ситуациях; водитель вездехода, при ехавший на БАМ исключительно ради зара ботка; механик—человек, в отличие от дерз кого, решительного Иванова, осторожный, привыкший сперва все взвесить и рассчи тать, истинный рыцарь техники безопаснос ти; чудаковатый историк, решивший исполь зовать свое личное участие в десанте для раскрытия тайны некоего легендарного землепроходца. Спустя некоторое время в эту кампанию вливается красавица ревизор- ша из Москвы, которая отважилась в оди- ночку(!), на лыжах(!), с ведома начальст ва (?) пуститься вдогонку за десантом, что бы заставить упрямого Иванова подписать акт о нарушении финансовой дисципли ны)?!). Я не случайно перечисляю главных персонажей фильма с указанием всех осо бых примет каждого, потому что в дальней шем к этим чертам и черточкам ничего не прибавляется. Собственно, если говорить прямо, актерам, занятым в главных ролях, нечего по сути играть, поскольку их герои в течение всего фильма занимаются только одним делом — одолевают всевозможные горные, лесные и водные препятствия. Сна чала едва не замерзает в пути ревизорша, потом проваливается в полынью Иванов и тоже едва не гибнет, затем, неудачно вы прыгнув из вездехода, ломает ногу механик, а в довершение всех бед по вине растяпы- историка сгорает вагончик с провизией... Не правда ли, какие знакомые ситуации, ка кие отработанные сюжетные ходы! Да, все это уже было, все это нам знакомо по мно гочисленным псевдоромантическим расска зам, повестям, где разного рода катастрофы и стихийные бедствия такое же непремен ное условие для развития сюжета, как убий ство в детективе. И спрашивается: при чем здесь БАМ? Увы, ни при чем. Он — просто вывеска, реклама с целью привлечь зрите ля, создать иллюзию актуальности. Как видим, срочные командировки и «вы лазки» наших кинематографистов даже на самые грандиозные стройки не дают пока сколько-нибудь ощутимых результатов. И, в общем-то, ничего удивительного в том нет. Весь предшествующий опыт так называе мого производственного кинематографа дав но убедил нас в простой истине, что нель зя делать из великих строек «площадку» для разыгрывания примитивных мелодрам и комедий, что фильм на производственную тему получается лишь в том случае, когда производство не фон, а самое что ни на есть типическое обстоятельство, внутри которо го и благодаря которому раскрываются ти пические характеры людей труда, строите лей новой жизни. Вспомним «Большую жизнь», «Встречный», «Высоту», «Битву в пути», «Любить человека», «Сибирячку»... В последние годы не то что ничего равно го — даже мало-мальски приближенного к уровню этих лент не появлялось в нашем кино. И не зря, наверное, многие режиссе ры стали в последнее время все чаще наце ливать камеру на «сцены из семейной жиз ни» (пользуюсь названием одной кинолен ты) нашего современника, не зря на экра нах замелькали фильмы, сами названия ко торых говорят за себя: «Молодая жена», «Жена ушла», «День свадьбы придется от ложить», «Поздние свидания» и т. п. Но опять же наш кинематограф идет по стопам литературы, опять же обращается к ситуа циям, конфликтам и проблемам, давно уже освоенным и «заштампованным современ ной прозой. Образчиком такого киноширпотреба мо жет послужить фильм «Поздняя ягода» (ав тор сценария А. Симуков, режиссер Ф. Фи липпов). ...Живет в глухом лесном поселке краси вая, еще не старая женщина ,іо имени Пав ла, и обуревают эту таежную красавицу прямо-таки роковые страсти. Во-первых, она любит бригадира буровиков, ищущих непо далеку нефть. Любит до такой степени, что милуется со своим возлюбленным на глазах у мужа. Дух захватывает, когда на экране возникает следующий кадр: Павла, прижав шись всем телом к любовнику, взасос целу ет его, а из-за сарая выглядывает несчаст ный законный ее муж. Он смотрит на целу ющихся такими столбнячно-безумными гла зами, что, кажется, вот-вот произойдет смертоубийство либо драка с тяжелыми те- лесными повреждениями. Но вместо этого происходит нечто невероятное: муж достает из кармана бутылку водки и судорожно, большими глотками пьет прямо из горлыш ка... Впрочем, бригадир буровиков не един ственный предмет страсти главной героини. Столь же безумно любит Павла и деньги, и тоже проявляет эту свою страсть в откры тую, я бы даже сказал, в наглую. Без вся кого зазрения совести, по спекулятивной це не торгует она медом и мехами (причем не делает исключения даже для друзей своего возлюбленного). Ко всему прочему Павла деспотична и жестока: мужа она вообще ни во что не ставит, старшему сыну категори чески запрещает жениться на городской де вушке, младшего за ослушание бьет смерт ным боем. Словом, не женщина перед нами, а сущая мегера. И стоит ли удивляться, что' от этой самодурки все сбегают: и муж, и оба сына, и возлюбленный, распознавший наконец, что собой представляет эта «позд няя ягода». И в итоге зрителю во весь широ кий экран преподносят мораль — вот до чего доводит стяжательство, в особенности 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2