Сибирские огни, 1982, № 7
повернуть эту проблему к зрителю новой гранью, попытаться найти в ней такие ню ансы и моменты, которые нынешняя вездесу- , щая проза еще не отразила либо отразила недостаточно. Однако авторы избрали путь прямо противоположный: они буквально на чинили свой фильм самыми банальными ситуациями и коллизиями, взяли напрокат то, что давно стало уже схемой и штампом в многочисленных произведениях литерату ры на тему «Человек и природа». Вот при ходит Баев к Фетисову с очередным актом, и последний недвусмысленно дает понять рыбинспектору, что им нужно найти «об щий язык». Баев, естественно, от такой сделки отказывается, и тогда Фетисов реша ет убрать его, и в качестве «исполнителей» нанимает братьев Ермаковых, которым тоже нет житья от нового рыбинспектора... Под стать основной сюжетной линии и ли ния побочная — взаимоотношения Сергея Баева с женой Фетисова. Причем эта лю бовная история, состряпанная по самым расхожим беллетристическим рецептам, об ставлена и самыми «ходовыми» киноштам пами. Вот Баев и Анна, улучив, наконец, момент, остаются наедине, бросаются друг к другу в объятия — и на экране тотчас воз никает соответствующий их душевному сос тоянию пейзаж: ветер клонит к воде камы ши, по небу ползут лохматые тучи, и хле щет ливень такой силы и мощи, будто на грешную землю обрушился новый потоп... Но, пожалуй, вершиной безвкусицы явля ется кульминационная сцена фильма. Фети сов со своими наемниками едет на газике к дому лесника, где временно живет Баев, и туда же, только по другой дороге, на ло шади мчится Анна. Босая, с распущенными волосами, она стоит на телеге, размахивая вожжами, а под ногой у нее заряженное двуствольное ружье. И, конечно же, Анна успевает в самый последний момент, спаса ет своего возлюбленного... Да простит мне читатель несколько фри вольное сравнение, но наш кинематограф, с его стремлением поспешать за литерату рой, напоминает порой наивную провинци алку, которая слепо подражает столичным модницам, пытаясь любой ценой достать и надеть на себя то, что носят там, в столи цах. Но ведь, бывает, мода приходит в про винции с опозданием, и 'тогда местные ще голихи попадают впросак. Вот точно так же попадает порой впросак и кинематограф: хватается за ту или иную «модную» пробле му, не подозревая, что проблема эта давно уже перестала быть злобой дня. Фильм «Верой и правдой» (автор сцена рия А. Червинский, режиссер А. Смирнов), задуман как кинороман, действие в этой двухсерийной ленте происходит на протяже нии трех с лишним десятилетий, герои — градостроители, основной конфликт — борь ба двух направлений в архитектуре. Сло вом, все как в добропорядочной производ ственной эпопее. С одной, правда, оговор кой... Впрочем, по порядку. Первые послево енные годы. Некто Владислав Алексеевич, молодой талантливый архитектор, разраба тывает проект высотного дома. Проект по лучает одобрение со стороны самого Стали на, и по нему начинают строиться в раз ных районах Москвы монументальные зда ния — настоящие пирамиды двадцатого ве ка. Окрыленный успехом, Владислав Алексе евич задумывает новые, еще более гранди озные проекты. Он искренне убежден, что главная задача архитектуры — создавать именно такие небоскребы; которые как бы символизируют мощь и нерушимость наше го государства. Однако далеко не все кол леги Владислава Алексеевича разделяют его взгляды. Прямо противоположную точ ку зрения высказывает профессор Иван Пет рович. Мы живем не в Древнем Египте, го ворит он, и нам нужны не пирамиды, а жи лье, удобные, дешевые дома, которые мож но бы было выпускать конвейерным спосо бом, как автомобили и самолеты. Время подтверждает правоту этих слов. Верх бе рут новые идеи, и правительство принимает решение о строительстве дешевых домов по типовому проекту. Архитекторы, в том чис ле и Владислав Алексеевич, с энтузиазмом принимаются за создание такого проекта. Но первый блин выходит комом. Типовые дома оказываются не совсем удачными, ли шенными многих удобств. Снова начинают ся поиски, споры, раздумья... И вот как бы в подтверждение того, что архитектура то же требует жертв, на испытательном поли гоне от сердечного приступа умирает пионер отечественного типового домостроения про фессор Иван Петрович. Сценой похорон, где встречаются все главные герои, печально констатирующие, что время идет так неза метно, фильм и заканчивается. Зрители, од нако, вряд ли эту мысль разделят, ибо по смотреть этот монументальный кинороман и не почувствовать, как тягостно идет время, просто невозможно. Тем более что режиссер и операторы фильма как будто нарочно ис пытывают наше зрительское терпение. До пустим, возникает на экране панорама стро ящегося массива — и кинокамера фиксирует буквально каждый кцартал, каждый дом, давая нам возможность увидеть все и об щим и крупным планом (даже тень верто лета, с которого ведется- съемка,— и ту можно разглядеть). Вообще всякого рода ракурсов, наплывов и прочих кинематогра фических ухищрений здесь предостаточно, но кино, фильма как такового нет. Есть добросовестная, скучная иллюстрация ко многим романам и повестям, давно исследо вавшим вдоль и поперек эту канувшую в Лету проблему двух тенденций в архитекту ре. Ну, в самом деле, кого сейчас по-насто ящему, всерьез заденут за живое эти дав ным-давно отшумевшие споры на тему, что нам строить — дворцы или дешевые дома?.. Смотришь этот фильм и как будто чувству ешь запах нафталина, настолько все там от вчерашнего дня, задним числом. И снова диву даешься: зачем, какая необходимость была столь откровенно плестись в хвосте литературы, пытаться сшить из ее обносков новое платье? Впрочем, будем справедливы: кинемато граф наш порой стремится проявить опера тивность, навести, нацелить кинокамеру на самые что ни на есть актуальные темы и про блемы сегодняшнего дня. Наглядный пример тому — фильм с интригующим названием «Десант на Орингу» (авторы сценария Г. Балуев, С. Поляков, режиссер М. Ершов). Авторы его преследовали цель истинно бла городную — создать первый художестввен- ный фильм о строителях БАМа. Казалось бы, уже сама тема, сам объект изображе ния — стройка века — обязывали кинемато 154
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2