Сибирские огни, 1982, № 7

повернуть эту проблему к зрителю новой гранью, попытаться найти в ней такие ню­ ансы и моменты, которые нынешняя вездесу- , щая проза еще не отразила либо отразила недостаточно. Однако авторы избрали путь прямо противоположный: они буквально на­ чинили свой фильм самыми банальными ситуациями и коллизиями, взяли напрокат то, что давно стало уже схемой и штампом в многочисленных произведениях литерату­ ры на тему «Человек и природа». Вот при­ ходит Баев к Фетисову с очередным актом, и последний недвусмысленно дает понять рыбинспектору, что им нужно найти «об­ щий язык». Баев, естественно, от такой сделки отказывается, и тогда Фетисов реша­ ет убрать его, и в качестве «исполнителей» нанимает братьев Ермаковых, которым тоже нет житья от нового рыбинспектора... Под стать основной сюжетной линии и ли­ ния побочная — взаимоотношения Сергея Баева с женой Фетисова. Причем эта лю­ бовная история, состряпанная по самым расхожим беллетристическим рецептам, об­ ставлена и самыми «ходовыми» киноштам­ пами. Вот Баев и Анна, улучив, наконец, момент, остаются наедине, бросаются друг к другу в объятия — и на экране тотчас воз­ никает соответствующий их душевному сос­ тоянию пейзаж: ветер клонит к воде камы­ ши, по небу ползут лохматые тучи, и хле­ щет ливень такой силы и мощи, будто на грешную землю обрушился новый потоп... Но, пожалуй, вершиной безвкусицы явля­ ется кульминационная сцена фильма. Фети­ сов со своими наемниками едет на газике к дому лесника, где временно живет Баев, и туда же, только по другой дороге, на ло­ шади мчится Анна. Босая, с распущенными волосами, она стоит на телеге, размахивая вожжами, а под ногой у нее заряженное двуствольное ружье. И, конечно же, Анна успевает в самый последний момент, спаса­ ет своего возлюбленного... Да простит мне читатель несколько фри­ вольное сравнение, но наш кинематограф, с его стремлением поспешать за литерату­ рой, напоминает порой наивную провинци­ алку, которая слепо подражает столичным модницам, пытаясь любой ценой достать и надеть на себя то, что носят там, в столи­ цах. Но ведь, бывает, мода приходит в про­ винции с опозданием, и 'тогда местные ще­ голихи попадают впросак. Вот точно так же попадает порой впросак и кинематограф: хватается за ту или иную «модную» пробле­ му, не подозревая, что проблема эта давно уже перестала быть злобой дня. Фильм «Верой и правдой» (автор сцена­ рия А. Червинский, режиссер А. Смирнов), задуман как кинороман, действие в этой двухсерийной ленте происходит на протяже­ нии трех с лишним десятилетий, герои — градостроители, основной конфликт — борь­ ба двух направлений в архитектуре. Сло­ вом, все как в добропорядочной производ­ ственной эпопее. С одной, правда, оговор­ кой... Впрочем, по порядку. Первые послево­ енные годы. Некто Владислав Алексеевич, молодой талантливый архитектор, разраба­ тывает проект высотного дома. Проект по­ лучает одобрение со стороны самого Стали­ на, и по нему начинают строиться в раз­ ных районах Москвы монументальные зда­ ния — настоящие пирамиды двадцатого ве­ ка. Окрыленный успехом, Владислав Алексе­ евич задумывает новые, еще более гранди­ озные проекты. Он искренне убежден, что главная задача архитектуры — создавать именно такие небоскребы; которые как бы символизируют мощь и нерушимость наше­ го государства. Однако далеко не все кол­ леги Владислава Алексеевича разделяют его взгляды. Прямо противоположную точ­ ку зрения высказывает профессор Иван Пет­ рович. Мы живем не в Древнем Египте, го­ ворит он, и нам нужны не пирамиды, а жи­ лье, удобные, дешевые дома, которые мож­ но бы было выпускать конвейерным спосо­ бом, как автомобили и самолеты. Время подтверждает правоту этих слов. Верх бе­ рут новые идеи, и правительство принимает решение о строительстве дешевых домов по типовому проекту. Архитекторы, в том чис­ ле и Владислав Алексеевич, с энтузиазмом принимаются за создание такого проекта. Но первый блин выходит комом. Типовые дома оказываются не совсем удачными, ли­ шенными многих удобств. Снова начинают­ ся поиски, споры, раздумья... И вот как бы в подтверждение того, что архитектура то­ же требует жертв, на испытательном поли­ гоне от сердечного приступа умирает пионер отечественного типового домостроения про­ фессор Иван Петрович. Сценой похорон, где встречаются все главные герои, печально констатирующие, что время идет так неза­ метно, фильм и заканчивается. Зрители, од­ нако, вряд ли эту мысль разделят, ибо по­ смотреть этот монументальный кинороман и не почувствовать, как тягостно идет время, просто невозможно. Тем более что режиссер и операторы фильма как будто нарочно ис­ пытывают наше зрительское терпение. До­ пустим, возникает на экране панорама стро­ ящегося массива — и кинокамера фиксирует буквально каждый кцартал, каждый дом, давая нам возможность увидеть все и об­ щим и крупным планом (даже тень верто­ лета, с которого ведется- съемка,— и ту можно разглядеть). Вообще всякого рода ракурсов, наплывов и прочих кинематогра­ фических ухищрений здесь предостаточно, но кино, фильма как такового нет. Есть добросовестная, скучная иллюстрация ко многим романам и повестям, давно исследо­ вавшим вдоль и поперек эту канувшую в Лету проблему двух тенденций в архитекту­ ре. Ну, в самом деле, кого сейчас по-насто­ ящему, всерьез заденут за живое эти дав­ ным-давно отшумевшие споры на тему, что нам строить — дворцы или дешевые дома?.. Смотришь этот фильм и как будто чувству­ ешь запах нафталина, настолько все там от вчерашнего дня, задним числом. И снова диву даешься: зачем, какая необходимость была столь откровенно плестись в хвосте литературы, пытаться сшить из ее обносков новое платье? Впрочем, будем справедливы: кинемато­ граф наш порой стремится проявить опера­ тивность, навести, нацелить кинокамеру на самые что ни на есть актуальные темы и про­ блемы сегодняшнего дня. Наглядный пример тому — фильм с интригующим названием «Десант на Орингу» (авторы сценария Г. Балуев, С. Поляков, режиссер М. Ершов). Авторы его преследовали цель истинно бла­ городную — создать первый художестввен- ный фильм о строителях БАМа. Казалось бы, уже сама тема, сам объект изображе­ ния — стройка века — обязывали кинемато­ 154

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2