Сибирские огни, 1982, № 7
ИСКУССТВО Владимир Шапошников ШИРОКИЙ ЭКРАН И ПУСТУЮЩИЙ ЗАЛ Кино, как известно, располагает наилуч шими условиями для общения с публикой. Маленькое сопоставление. Вышла, поло жим, хорошая, интересная книга. Положим, вы даже знаете, когда, в каком издатель стве она вышла. Но попробуйте-ка достать эту книгу! Попробуйте «встретиться» с ней... В кино такой проблемы не существует. Любой из нас может посмотреть любой фильм в удобное для себя время. К нашим услугам — роскошные кинотеатры. Широко экранные и широкоформатные. С двумя и даже тремя залами. Не кинотеатры, а насто ящие дворцы, где места для зрителей распо ложены ярусами, как в римском Колизее. Да и вместимость иных кинозалов под стать Колизею. Одно только плохо: далеко не всегда и далеко не до отказа заполняет пуб лика эти залы-громады. Картина, что тут скрывать, невеселая. Кризис жанра, сказал бы по такому поводу Остап Бендер. Сразу предвижу возражения ценителей и поклонников кино: но как же так, ведь наш отечественный кинематограф чуть не еже годно удостаивается высоких наград на все возможных международных кинофорумах? Разве не стали событием в киноискусстве «Калина красная», «Подранки», «Осенний марафон»? И развве нет у нас по-настояще му зрелищных, аншлаговых фильмов? Вспом ните, как ломились от публики кинотеатры, когда в них шли «Москва слезам не верит» и «Экипаж». Все это так: и призы на кино фестивалях наши ленты исправно получают, и публика на иные наши фильмы валом ва лит. Только будем все же смотреть правде в глаза: фильмов-шедевров и просто хороших, зрелищных фильмов — считанные единицы. Вся же остальная наша кинопродукция (около сотни кинолент, выпускаемых еже годно всеми студиями страны) на экране не приживается, что, естественно, не может не тревожить нашу зрительскую обществен 152 ность. Только тревоги эти выражаются по рою в довольно странных заявлениях. В по следнее время, например, принято стало ру- гать за провал фильмов не кинематограф, а кинопрокат, не тех, кто создает фильмы, а тех, кто их крутит. Кинематограф, дескать, выпускает серьезные, умные ленты, а ки нопрокат не может обеспечить этим лентам соответствующей аудитории, недостаточно рекламирует и пропагандирует их и вооб ще не готовит зрителя к восприятию «слож ных», «необычных», «трудных» фильмов. Эта тенденция сваливать чуть не все беды современного кино на так называемую ре пертуарную политику особенно проявилась в недавней дискуссии «Цена успеха» на страницах «Литературной газеты». Приведу наиболее характерные обвини тельные реплики в адрес кинопрокатчиков, что прозвучали в ходе дискуссии. «За последние годы, по моим наблюдени ям, в результате прокатной политики воз росло чисто потребительское отношение к кино многих зрителей... Зритель привыкает к тому, что в кино можно только развлекать ся. Зритель отвыкает в кино думать». «Но самое грустное — кинорепертуар не только потворствует неразборчивым вкусам, он их теперь часто и воспитывает»1. Претензии как будто совершенно справед ливые и законные. Не учтена только одна деталь: репертуар, прокатная политика оп ределяются не прихотью директоров киноте атров, а серьезными объективными причина ми. Вообразим простейшую ситуацию. Ре жиссер снял фильм—умный, тонкий, с под текстом, из тех, что приучают зрителя ду мать. Директор кинотеатра выпустил этот фильм на экран. Фильм, однако, успеха не имеет (то ли публика не дозрела еще эсте тически, то ли просто не желает думать), зал пустует, в кассе тоже, разумеется, не- ‘ «Литературная газета», 1981, ЛѴ 34, 36.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2