Сибирские огни, 1982, № 7

ности предположить, что и влияние этих жгутов на погоду неизмеримо существеннее, нежели воздействие остального безбрежья. Повод для подобных предположений да­ вала, в частности, западная часть Северной Атлантики. Здесь особенно тугой жгут оке­ анической циркуляции. В нее вовлечены гро­ мадные массы вещества за счет взаимодей­ ствия таких гигантских «рек без берегов», как Гольфстрим, как Северо-Пассатное и Антильское течения. Постоянно, безостано­ вочно работает сложнейшая динамическая система. Создаются условия для зарожде­ ния океанских циклонов и антициклонов, которые, перемешивая между собою теплые и холодные воды, во многом определяют термический режим океана. Вторая особенность этой зоны — очень сильное испарение, а это способствует воз­ никновению циклонов и антициклонов уже в атмосфере. Циклонов и антициклонов, что имеют тенденцию время от времени, (осо­ бенно в конце лета) превращаться в разру­ шительные ураганы. П Е К И Н . Н и в о д н о м и з ист орических ис­ т очников н е упом инает ся о столь к р уп н о м гр а д е , к а к о й вы п а л в п р о ви н ц и и Г у а н д у н . К а к сообщ ает п р о ви н ц и а л ь н а я газет а «Ян- чэн в а н ь б а о » , в е с от дельны х гр а д и н п р е в ы ­ ш ал 7 к и л о гр а м м о в . П ят еро жителей п р о ­ ви н ц и и убиты, 2 2 5 ра н ен ы , р а з р у ш е н о с в ы ­ ш е 10 тысяч п ост роек , н а р уш е н ы линии т елеф онной с в я зи и элект росн абж ен и я, п о ­ вр еж д ен ы ги дрот ехн и ческ и е со о р уж ен и я ... М О С К В А . П о ст р а да л о 17 ш к ол и б о л ь ­ н и ц ; 12 ф ер м к р у п н о го р о гат ого скота, с о ­ р в а н о с к р ы ш и п о л о м а н о б о л е е 5 0 тысяч лист ов ш иф ера, н а ки р п и чн ы х з а в о д а х разм ыт о свы ш е д в у х м и л л и о н о в штук с ы р ­ ца, см ы л о г л и н у на тысячах т радиционны х вост очны х д о м о в с п л о ск и м и к р ы ш а м и — т аковы п о следст ви я н е ви д а н н о си л ьн ы х л и вн ей , см ен я ем ы х с н его п а д а м и и с о п р о ­ вож д а ем ы х у р а га н н ы м и вет рами в Т а ш а у з- ск о й област и Т ур к м ен и и ... А п р е л ь , 1981- Таким образом, над динамической си­ стемой в толще океана действует не менее сложная, но куда более изменчивая система в толще атмосферы. Между двумя системами, распираемыми непомерной силищей, идет непрестанное вы­ яснение отношений. Порой оно достигает такого накала, что напрочь блокируется зональный перенос воздушных масс, а это сопровождается коренной ломкой атмосфер­ ных процессов. Ну, а здешняя ломка, дол­ го ли, коротко ли, аукается аномалиями в погоде на континентах и в первую очередь на территории Европы. И что любопытно, история такого ауканья уходит корнями в глубины прошедших эпох, прослеживается, начиная с ледниково­ го периода, на протяжении всего последнего миллионолетия. Все э у о время наиболее за­ метные изменения климатических парамет­ ров происходили как раз в Северной Атлан­ тике и на омываемых ею на востоке и запа­ де континентах. * Локальные области повышенной энерге­ тической активности, особо интенсивного взаимодействия водной среды с воздушной обнаруживали себя и в других районах Ми­ рового океана, а осязаемые токи отсюда дотягивались до вполне определенных рай­ онов на материках, районов, удаленных иногда на тысячи километров. Так интуиция следопыта-исследователя ухватилась за конец нити, из которой При­ рода сплела-скрутила хитроумнейший клу­ бок. Распутать его и должны были помочь сопряженные уравнения, ставшие томсонов­ ской палкой для создателей модели общей циркуляции атмосферы и океана. Изучение причин долговременных измене­ ний погоды и климата показало, что решаю­ щее значение для них имеют такие факторы, как температурные отклонения от средних показателей в поверхностном слое океана, его динамика, взаимодействие с атмосферой, образование облачности и ледового покро­ ва. Однако допустимо (при отсутствии или недостатке иной информации) опираться в расчетах на одну лишь первую составля­ ющую — параметры температурного режи­ ма. Именно по этому пути и пошли Юрий Иванович и его молодые коллеги, приступая к численным экспериментам по тепловому обмену в системе атмосфера — океан — континенты на базе разработанной ими мо­ дели общей циркуляции водной и воздуш- нои стихии: закладываемые в сопряженные уравнения исходные данные содержали свидетельские показания только ртутных столбиков папаши Цельсия. Для начала исследователи поставили пе­ ред собой задачу рассчитать максимальные значения функций, влияние которых обус­ ловило средненоябрьские отметки призем­ ной температуры на территории к западу от Урала. Отсюда, из этой сухопутной гавани, и пустились они в первое плавание на мате­ матическом корабле вверх по реке времени. И что же? Путешествие оказалось не ме­ нее длительным и дальним, чем совершали в эпоху великих географических открытий отважные парусники: якорь был брошен только к середине пятого месяца за тысячи километров от сухопутья — в тропической зоне Атлантики. Там и обнаружили себя пики температурных функций океана, функ­ ций, предопределивших еще в июньские дни норов ноября в западных областях нашей страны. «Начало есть половина целого»,— сказал в свое время Пифагор. Действительно, по­ следующие экспедиции по реке времени по- требовали уже меньшей затраты усилий и нервной энергии, хотя с теми же дальними концами. Совершенно четко обозначились, например, зоны влияния на состояние ат­ мосферы над Европой: в осенне-зимний пе- риод — это район зарождения Гольфстрима, весной и летом — район глубинной конвек. ции у побережья Исландии. А вот циркуляция атмосферы над северо­ американским континентом в существенной степени зависит, оказалось, от температур­ ных аномалий в Тихоокеанском бассейне: осень и зима повязаны «круговой порукой» с районом зарождения Куро-Сио, весна и лето — с зоной Алеутских островов. Словом, уже эта первая навигация на математическом корабле стала навигацией географических открытий, всю масштабность которых мы сегодня еще попросту не в со­ стоянии оценить. В полной мере подтверди­ лась догадка, что в океане существуют зо­ ны повышенной активности. Зоны, влияние 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2