Сибирские огни, 1982, № 6
получиться само собой, естественно, ненавязчиво, свободно. Такая уж у меня работа. Жена провожает меня. Она привыкла. Хотя сначала никак не могла понять, за что мне платят сто двадцать рублей плюс пятнадцать процен тов — северная надбавка к зарплате. Жена вздыхает. Она не любит мою работу. Ты очень быстро стареешь на ней, говорит она. Возможно. Но дело в том, что работа мне нравится. Старший сын в отъезде, дочь на какой-то вечеринке, младший, на верное, затесался в первые ряды любителей кинокомедий. И вот ведь что странно. Почти в каждой квартире включен телевизор, каждый ве чер, каждый день. А им, людям, нужно еще кино на агитплощадке. Впро чем, вполне возможно, что они хотят побыть на людях, почувствовать свою приобщенность к человечеству. — Ну, я пошел,— говорю я. — Счастливо,— отвечает жена.—Опять сегодня промокнешь? — Не знаю. Но это не страшно, если и промокну, Я выхожу. Мне нельзя торопиться. Мне нужно вжиться, войти в роль, окунуться в воспоминания. И в то же время остаться здесь, в этом теплом вечере. А какой сегодня, действительно, теплый вечер! Что за ве чер! Как тогда... Последняя теплая, тихая, насыщенная запахами и таин ственностью неделя. Днем еще долго будет тепло. А вот ночью — уже нет, до следующего лета. Работать в такой вечер, в такую ночь легко. Все получается само собой. Не то, что в холод и слякоть. А вот зимой снова легче. Я иду по бульвару Кирова. С двух сторон тополя, старые-старые, им уже по семьдесят лет. Скамейки. Люди сидят на скамейках. Разговари вают, смеются. Очень много людей. Но это не те, что будут бродить ночью. Вернее, большинство из них вскоре разойдется по домам и обще житиям. Ну, да ведь каждый волен... А вот идет навстречу мой сослуживец. Идет медленно, опираясь на тросточку. Он уже не может быстро ходить. Он стар. Шляпа-канотье на нем. Белоснежная манишка и манжеты. Начищенные до блеска желтые штиблеты с чуть загнутыми вверх носками. Костюм немыслимого покроя. В плечах широк, в талии узок. Брюки мешком от самого ремня. Кто-то даже показывает на него пальцем, правда, за спиной, и смеется. Наверня ка прохожие думают, что он из цирка. А он просто вышел на работу. Он уже пятнадцать лет как на пенсии, а вот ведь все равно работает. Мы раскланиваемся молча, он — с достоинством, я — с глубоким к нему уважением. И хочется, мне давно хочется посмотреть на его работу. Там еще, наверное, есть рысаки, красные рубахи с кушаками, сапоги в гар мошку, картузы. И совсем другой город. Там, где мы с ним только что раскланялись, стоят редкие домишки с садами из черемухи и рябины. Лай собак. Лавочки у ворот. Тихий шорох, шепот. Чья-то пьяная песня. И тишина. Все равно там такая тишина! Небо чистое, звездное, от гори зонта до горизонта. Пройтись бы по этим улочкам, этой городской окраи не, посидеть бы под черемухой, сорвать гроздь еще не дозрелых ягод, ощутить во рту их вяжущий вкус. Он это может. Да вот только, к сожа лению, мы всегда работаем в одну смену. К тому же, мне нужно идти дальше. Я иду и чувствую, как незаметно перескочил в далекое прошлое. Не свое, а чье-то. Но откуда легче возвращаться. Поэтому, наверное, все наши сотрудники любят его, этого старика, и стараются в начале смены хоть издали махнуть ему рукой или раскланяться, как только что я. Бульвар мало изменился. Разве что вместо песка стал асфальт да бетонные бордюры, установленные таким странным образом, что в дождь или после дождя лужам некуда стекать, а людям негде пройти. Аллея Славы в конце бульвара, с портретами лучших людей района Дальше квартал вниз, под горку. Угол общежития. Здесь... Но это чуть позже на обратном пути. ’ А туча уже закрыла полнеба. Но такое однажды было Я очень хо рошо помню. Все посматривали на нее настороженно. Ну, пусть не сегод- 38
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2