Сибирские огни, 1982, № 6
стиля» в центр внимания, как правило, по мещалась человеческая фигура и индустри альный жанр обычно принимал облик «герои зированного портрета», то для Омбыш-Куз- нецова, по мнению М. Соколова, «важнее рукотворная природа стройки, завода и т. д., где люди и механизмы существуют лишь как единая, не поддающаяся эстети ческому разложению на составные части ре альность». К достоинствам книги следует отнести и то, что в ней объектом серьезного анализа стали натюрморты, одна из показательных сторон творчества художника. «Слесарный натюрморт», натюрморты с рыбой —здесь художник демонстрирует не только умелую технику, но «свойство превращать предме ты неживой природы из косных атрибутов в метафорическое продолжение человече ского бытия». И тут хочется сказать о вызвавшем в свое время споры натюрморте «Противо газ» (1977 г.). В этой работе нет и намека на публицистическую символику плаката, как будто бы не, предполагается какой-либо расшифровки, многозначности толкования. Но скрупулезно и мастерски выписанный противогаз на фоне голубой и граничащей с ней белой плоскости рождает чувство тре воги, побуждает к размышлению о мире и трагическом для сегодняшней цивилизации всесилии милитаризма, об опасности для человечества науки, лишенной нравственных основ. Большинству иллюстраций в книге пред посланы также краткие, в несколько строк, но очень емкие аннотации —«Нефтехим. Среди труб» (1975 г.) — назван «индуст риальным пейзажем настроения»... В заключение М. Соколов пишет: «Об- быш-Кузнецов, несомненно, еще не раз при влечет своими работами внимание худо жественной общественности и широких кру гов зрителей. Залогом этому служат и его приверженность нескольким, не случайно из бранным и глубоко продуманным темам, каждый раз новое, нестандартное, лишенное хрестоматийной традиционности решение». Искусствовед оказался прав. Побывав после выхода книги в мастерской художни ка, видишь, что новые его работы, углубляя русло поисков, «зафиксированных» М. Соко ловым, уже не умещаются в нем, требуют новых определений для их анализа. Художник растет, ищет. Он работает на время, й время работает на него. Т. ШИПИЛОВА Ж урнал « С И Б И Р С К И Е О ГНИ » № 6 — 1982 г. З ап а д н о -С и б и р с к о е к н и ж н о е и зд а т е л ь с т в о , 630099, Н о в о си б и р с к . К р а с н ы й п р о с п е к т 32 Х у д о ж ест в ен н ы й р е д а к т о р А. Н. ГОБУХ. Т ех н и ч еск и й р е д а к т о р И. М. ПОТОЦКАЯ А д р е с р е д а к ц и и : Н о во си б и р с к , 50, К р асн ы й п р о с п е к т , 80. Т ел еф о н ы : гл. р ед. — 22-19-41, зам . гл. ред. — 20-54-28, отд. п р о зы — 20-53-67 отд. о ч е р к о в — 20-58-09, отд, п о эзи и — 20-56-29, отд. к р и т и к и — 20-56-50 ’ __________________ отв. с е к р е т а р ь — 20-55-18, за в . р е д а к ц и е й — 20-56-23. ~ _ С дан о в н а б о р 9.03.82 г. П о д п и сан о в п е ч а т ь 12.05.82 г. МН 05217. Ф о р м ат 7 0 x 1 0 8 /1 6 . Б у м . ти п . № 2. Г а р н и т у р а л и т е р а т у р н а я и ж у р н а л ь н а я . П еч ать в ы с о к а я . У ел. п еч. л. 15,4. У ч.-изд. л. 19,5. У ел. кр .-о тт. 16,1. Т и р а ж 123000 З а к а з 6. Ц ен а 80 коп . Ти п о гРа * и я и зд-ва « С о в е тск ая С и бирь». 630048, Н о в о си б и р с к , ул. Н е м и р о в и ч а-Д а н ч ен к о , 104.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2