Сибирские огни, 1982, № 6
чества. Большое внимание развитию желез нодорожного транспорта уделено в «Основ ных направлениях экономического и соци ального развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990 года». На 1981—1985 годы там записано: «Открыть движение по ездов на всем протяжении Байкало-Амур ской магистрали». А от БАМа уже отходят новые ветви на Север. Книга Д. Залужной «Транссибирская ма гистраль» воспринимается как продолжение задуманной в свое время Горьким «Истории фабрик и заводов». Она через поэзию цифр и фактов помогает ярче, представить значи мость тех революционных преобразований, которые происходят в азиатской части на шей страны, и роль железнодорожников ма гистрали в этих преобразованиях. События и человеческие судьбы, связан ные с Транссибирской магистралью, все ча ще и чаще привлекают к себе внимание про заиков и поэтов, живописцев и композито ров, историков и социологов —словом, про цесс осмысления Магистрали общественным сознанием продолжается. Но возможно, что уже настало время по думать об издании большой художественной коллективной книги, посвященной Дороге века. Кажется, материалов для издания такой книги уже вполне достаточно. К тому же в 1991 году исполнится 100 лет с нача ла строительства Великого Сибирского пути. В. КРЕЩИК Михаил Омбыш-Кузнецов. Серия «Новые имена». Автор вступительной статьи и со ставитель М. ’ Н. Соколов. М., «Советский художник», 1981. Если попытаться одним словом обозна чить то главное в произведениях молодого новосибирского живописца Михаила Ом- быш-Кузнецова, что привлекает к ним вни мание зрителей и критики и что составляет сущность его творческой индивидуальности, то более точного и емкого понятия, нежели «Время», трудно подобрать. Время — сегодняшний день НТР —опре деляет тематику большинства его полотен. Это— «Трасса», широко известная серия «Нефтехим», ряд произведений, посвящен ных строительству новосибирского моста че рез Обь, «Портрет композитора Олега Ива нова». Время у Омбыш-Кузнецова —зачастую главный стержень композиционной структу ры картины. В «Подъеме водолаза» (1977 г.) на пространстве одного полотна, последова тельно изображая временные этапы этого, чисто производственного процесса, автор достигает интересного и значительного эф фекта в создании образа нашего современ ника. Безусловно,— героя и одновременно простого рабочего парня, чье усталое и «обыденное» лицо без подсказки художника мы, зрители, вряд ли бы «высветили» в тол пе горожан. В натюрмортах («Была рыба» и др.) время — непосредственный ключ к образу, недостающее смысловое звено, лишь восста новив которое можно постичь художествен ное целое... И, конечно же, Омбыш-Кузнецов —поэт, человек, не просто пишущий, но воспеваю щий сегодняшний день. Эмоциональность колорита его картин и даже названия мно гих из них («Полыхает», «Антенны ожида ния полны») обладают истинно поэтической экспрессией и в последовательном обраще нии художника к промышленным, «энтэ- эровским» пейза*Жам отрицают умозритель ность, пресловутую «дань времени» в выбо ре темы. С 1967 года Омбыш-Кузнецов — постоян. ный участник зональных, Всероссийских и Всесоюзных художественных выставок. Его произведения не однажды репродуцирова лись в различных изданиях: в журнале «Юность», альбомах «Его величество — ра бочий класс», «Молодые советские худож ники». Но наиболее значимой за эти годы стала статья А. Дехтярь к вышедшему в 1979 году в издательстве «Советский худож ник» альбому «Молодые живописцы 70-х», где автор, уверенно преодолевая объектив ные сложности в исследовании процесса, еще не завершившегося, живого, находяще гося в развитии, убедительно сформулиро вала эстетические идеалы и художествен ные принципы молодого поколения живо- писцев-«семидесятников», как назвала она их. И хотя статья была обзорной: каждому из тридцати художников было уделено огра ниченное место, именно ее положения мож но считать первым толковым анализом твор чества М. Омбыш-Кузнецова. Это, без со мнения, и «эстетизация труда», и «изобра жение крупномасштабного производства», которое, по словам А. Дехтярь, становится для молодых одним из путей к художест венно-этическому идеалу, суть которого от четливо выявляется в процессе, «претворе ния индивидуальных усилий в общее бла го». Рецензируемая книга — своеобразный творческий портрет Омбыш-Кузнецова, ил люстрированный репродукциями его произ ведений разных лет. Картины Омбыш-Кузнецова часто пред ставляют сибирскую живопись на различных выставках, поэтому в книгу вошли, к сожа лению, не все принципиально важные для характеристики его творчества произведе ния. К примеру, «Бригада», посвященная труду нефтеразведчиков, где воссоздание производственной ситуации дополняется и углубляется отдельно выписанными «доку ментальными» портретами членов реально существующего рабочего коллектива. Но в книге, что очень ценно, обозначены истоки творческой биографии художника. Скажем, корни свойственной художнику ритмизированности композиции автор всту пительной статьи М. Н. Соколов видит в выросшей из занятий дизайном привычки «уже в первоначальном эскизе строить ла коничный и строгий «микрочертеж», даю щий в едином узле важнейшие ритмические соотношения будущей композиции». Отмече но здесь и определенное влияние «импуль сивной живописной стихии» учителя Ом быш-Кузнецова — замечательного сибир ского мастера Н. Д. Грицюка. Одно из положений книги невольно поле мизирует (и, на наш взгляд, справедливо) с утверждением А. Дехтярь, считающей мо лодого художника в определенном смысле продолжателем традиций советских живо писцев «сурового стиля» (60-е годы), гово ря, что если у представителей «сурового 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2