Сибирские огни, 1982, № 6

ников утиное кряканье. Утята, плававшие неподалеку, сразу насторожились, встрево­ жились. Насторожился и Анчол: «голос .ут­ ки был какой-то странный: грубый, как буд­ то простуженный и непохожий на утиный». Догадавшись, что это наверняка кто-то чу­ жой заманивает утят, Анчол тихонько про­ крался, раздвинул кусты и остолбенел. «У самого берега, наполовину в воде, среди густых кустов лежал на боку небольшой медведь. Правая передняя лапа его чуть- чуть выступала из-под воды. Он лежал не- цодвижно и время от времени хрипло кря­ кал». Оказывается, эти «лохматые охотни­ ки», при всей их неуклюжести, большие хитрецы. Как рассказал Анчолу дедушка Постан, медведи во время охоты могут да­ же и по-сорочьи стрекотать, и каркать по- вороньи, и мычать, как корова, и даже пы­ таются лаять... Таких чисто познавательных новелл в книге немало, и каждая из них —это как бы новый урок в постижении и понимании таежного мира с его загадками и секрета­ ми. И все эти уроки объединяет одна мысль: в природе все соразмерно и уравновешено, все подчинено ее мудрым, вечным законам, нарушать которые —тягчайшее преступле­ ние. Именно этому и учит внука старый По­ стан, притом учит без всяких назиданий и наставлений, стараясь, чтобы Анчол до всего дошел собственным умом. Прелюбопытна в этом смысле новелла «Промашка». Как-то весной, услышав неподалеку свист рябчи­ ков, Анчол не утерпел и сказал вслух: «Хо­ тя бы одного добыть, суп получился бы ми­ ровой». На что Постан ответил: «Шибко желаешь, так иди». Мальчик вначале понял слова деда буквально: «Видно, дедушке из- за больного желудка захотелось поесть бульона из свежего мяса, чтобы окрепнуть». И вот Анчол уже в тайге, вот он уже под­ манил к себе одного рябчика, осталось толь­ ко нажать на курок. Как вдруг мальчик спохватывается: ведь Постан просто испы­ тывал его, когда подбивал идти на охоту. «Конечно, испытывал! Весной убивать птиц и зверей —большое зло. Весна —самая по­ ра создания семьи, забот о потомстве, о жизни. Убьешь одного, а на самом деле убьешь целую семью... Но почему же все- таки он не запретил мне идти на охоту? Сейчас я понял и это. Дедушка всегда гово­ рит, что взрослый человек должен прини­ мать решения сам, без подсказки со сторо­ ны, и отвечать за свои поступки. Поэтому он не стал останавливать меня, решив про­ верить, действительно ли я стал взрослым». Читаешь эту новеллу и невольно ловишь себя на мысли: а ведь книга С. Тотыша — это не только рассказы о тайге, но это еще и своего рода маленькая «педагогическая поэма», где отражены народные традиции в воспитании подрастающего поколения. Од­ на из них —самая, пожалуй, замечатель­ ная у шорцев — пробуждение в детях с ран­ них лет чувства ответственности за свои поступки. Право, как не хватает этого «пункта» в современных педагогиках и ме­ тодиках! В школе нас уЧат всему, програм­ мы трещат по швам от обилия предметов, у детей с первого класса развивают и абст­ рактное мышление, и эстетический вкус, прививают правила хорошего тона. Но как недостает нашим акселератам вот этой ма­ лости — чувства ответственности, умения са­ мостоятельно принимать решения, по-взрос­ лому оценивать свое поведение! Потому и выходит из стен школ столько недорослей, которым ничего не стоит поломать дерево, вытоптать цветочную клумбу, убить безза­ щитную зверушку... Как видим, книжка С. Тотыша заставляет задуматься не только о том, как надо бе­ речь и охранять природу, но и о том, как надо воспитывать ее настоящих сынов, ее верных друзей и заступников. А верный друг природы, истинный «сын тайги» —это прежде всего настоящий человек, тот чело­ век, в руках которого наше будущее и бла­ гополучие. Ю. ВЕТКИН Д. В. Залужная. Транссибирская магистраль (ее прошлое и настоящее). Исторический очерк. М., «Мысль», 1980. Строительство Транссибирской магистра­ ли принадлежит к захватывающим и вели­ чественным событиям нашего века. Недаром за ней закрепились такие названия, как Ве­ ликий Сибирский путь, Великая Сибирская магистраль, Дорога века. И то сказать —• темпы, которыми велось сооружение, пора­ жают и сегодня: в труднейших природных условиях, при нехватке рабочей силы (не говоря уже о технике) между Челябинском и Владивостоком был проложен железнодо­ рожный путь протяженностью в 7,5 тыс. км всего за 10 лет! Это стало поистине подви­ гом русского народа. Европейская часть России получила надежную связь с Вели­ ким океаном, и магистраль пересекла Ир­ тыш, Обь, Енисей, Амур, на берегах которых благодаря магистрали стали бурно разви­ ваться города, превратившиеся впоследст­ вии в крупные промышленные и культурные центры Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, магистраль еще крепче спаяла Ев­ ропейскую и Азиатскую Россию в единое целое, дала резкий толчок для индустриали­ зации Сибири и Дальнего Востока, создала условия для прогрессивных преобразований в этом обширном и богатом крае. Образно говоря, магистраль стала надежным ство­ лом для развития своеобразного транспорт­ ного древа Сибири и Дальнего Востока, вет­ вями которого служат как новые магистра­ ли, так и природные водные транспортные артерии. И мы сегодня не можем не гордиться тем, что сооружение магистрали стало воплоще­ нием передовой русской инженерной мыс­ ли —в ее строительстве участвовали инже­ нер и писатель Н. Г. Гарин-Михайловский, выдающийся инженер и ученый Н. А. Б'еле- любский (ему принадлежит проект моета через Обь), инженер, а впоследствии круп­ ный ученый в области строительной механи­ ки и мостостроения Л. Д. Проскуряков (он является автором проектов мостовых пере­ ходов через Енисей и Амур), известные ин­ женеры Н. П. Меженинов, О. П. Вяземский и другие. Всячески чтить память этих лю­ дей —наш долг. И можно лишь высказать сожаление, что в Новосибирске, например, до сих пор нет памятника основателю горо­ д а— Н. Г. Гарину-Михайловскому. В то же время сооружение магистрали — это страшное обвинение русскому царизму в безжалостной эксплуатации рабочих, за­ нятых на строительстве, в бессовестном при­ І73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2