Сибирские огни, 1982, № 6
ников утиное кряканье. Утята, плававшие неподалеку, сразу насторожились, встрево жились. Насторожился и Анчол: «голос .ут ки был какой-то странный: грубый, как буд то простуженный и непохожий на утиный». Догадавшись, что это наверняка кто-то чу жой заманивает утят, Анчол тихонько про крался, раздвинул кусты и остолбенел. «У самого берега, наполовину в воде, среди густых кустов лежал на боку небольшой медведь. Правая передняя лапа его чуть- чуть выступала из-под воды. Он лежал не- цодвижно и время от времени хрипло кря кал». Оказывается, эти «лохматые охотни ки», при всей их неуклюжести, большие хитрецы. Как рассказал Анчолу дедушка Постан, медведи во время охоты могут да же и по-сорочьи стрекотать, и каркать по- вороньи, и мычать, как корова, и даже пы таются лаять... Таких чисто познавательных новелл в книге немало, и каждая из них —это как бы новый урок в постижении и понимании таежного мира с его загадками и секрета ми. И все эти уроки объединяет одна мысль: в природе все соразмерно и уравновешено, все подчинено ее мудрым, вечным законам, нарушать которые —тягчайшее преступле ние. Именно этому и учит внука старый По стан, притом учит без всяких назиданий и наставлений, стараясь, чтобы Анчол до всего дошел собственным умом. Прелюбопытна в этом смысле новелла «Промашка». Как-то весной, услышав неподалеку свист рябчи ков, Анчол не утерпел и сказал вслух: «Хо тя бы одного добыть, суп получился бы ми ровой». На что Постан ответил: «Шибко желаешь, так иди». Мальчик вначале понял слова деда буквально: «Видно, дедушке из- за больного желудка захотелось поесть бульона из свежего мяса, чтобы окрепнуть». И вот Анчол уже в тайге, вот он уже под манил к себе одного рябчика, осталось толь ко нажать на курок. Как вдруг мальчик спохватывается: ведь Постан просто испы тывал его, когда подбивал идти на охоту. «Конечно, испытывал! Весной убивать птиц и зверей —большое зло. Весна —самая по ра создания семьи, забот о потомстве, о жизни. Убьешь одного, а на самом деле убьешь целую семью... Но почему же все- таки он не запретил мне идти на охоту? Сейчас я понял и это. Дедушка всегда гово рит, что взрослый человек должен прини мать решения сам, без подсказки со сторо ны, и отвечать за свои поступки. Поэтому он не стал останавливать меня, решив про верить, действительно ли я стал взрослым». Читаешь эту новеллу и невольно ловишь себя на мысли: а ведь книга С. Тотыша — это не только рассказы о тайге, но это еще и своего рода маленькая «педагогическая поэма», где отражены народные традиции в воспитании подрастающего поколения. Од на из них —самая, пожалуй, замечатель ная у шорцев — пробуждение в детях с ран них лет чувства ответственности за свои поступки. Право, как не хватает этого «пункта» в современных педагогиках и ме тодиках! В школе нас уЧат всему, програм мы трещат по швам от обилия предметов, у детей с первого класса развивают и абст рактное мышление, и эстетический вкус, прививают правила хорошего тона. Но как недостает нашим акселератам вот этой ма лости — чувства ответственности, умения са мостоятельно принимать решения, по-взрос лому оценивать свое поведение! Потому и выходит из стен школ столько недорослей, которым ничего не стоит поломать дерево, вытоптать цветочную клумбу, убить безза щитную зверушку... Как видим, книжка С. Тотыша заставляет задуматься не только о том, как надо бе речь и охранять природу, но и о том, как надо воспитывать ее настоящих сынов, ее верных друзей и заступников. А верный друг природы, истинный «сын тайги» —это прежде всего настоящий человек, тот чело век, в руках которого наше будущее и бла гополучие. Ю. ВЕТКИН Д. В. Залужная. Транссибирская магистраль (ее прошлое и настоящее). Исторический очерк. М., «Мысль», 1980. Строительство Транссибирской магистра ли принадлежит к захватывающим и вели чественным событиям нашего века. Недаром за ней закрепились такие названия, как Ве ликий Сибирский путь, Великая Сибирская магистраль, Дорога века. И то сказать —• темпы, которыми велось сооружение, пора жают и сегодня: в труднейших природных условиях, при нехватке рабочей силы (не говоря уже о технике) между Челябинском и Владивостоком был проложен железнодо рожный путь протяженностью в 7,5 тыс. км всего за 10 лет! Это стало поистине подви гом русского народа. Европейская часть России получила надежную связь с Вели ким океаном, и магистраль пересекла Ир тыш, Обь, Енисей, Амур, на берегах которых благодаря магистрали стали бурно разви ваться города, превратившиеся впоследст вии в крупные промышленные и культурные центры Сибири и Дальнего Востока. Таким образом, магистраль еще крепче спаяла Ев ропейскую и Азиатскую Россию в единое целое, дала резкий толчок для индустриали зации Сибири и Дальнего Востока, создала условия для прогрессивных преобразований в этом обширном и богатом крае. Образно говоря, магистраль стала надежным ство лом для развития своеобразного транспорт ного древа Сибири и Дальнего Востока, вет вями которого служат как новые магистра ли, так и природные водные транспортные артерии. И мы сегодня не можем не гордиться тем, что сооружение магистрали стало воплоще нием передовой русской инженерной мыс ли —в ее строительстве участвовали инже нер и писатель Н. Г. Гарин-Михайловский, выдающийся инженер и ученый Н. А. Б'еле- любский (ему принадлежит проект моета через Обь), инженер, а впоследствии круп ный ученый в области строительной механи ки и мостостроения Л. Д. Проскуряков (он является автором проектов мостовых пере ходов через Енисей и Амур), известные ин женеры Н. П. Меженинов, О. П. Вяземский и другие. Всячески чтить память этих лю дей —наш долг. И можно лишь высказать сожаление, что в Новосибирске, например, до сих пор нет памятника основателю горо д а— Н. Г. Гарину-Михайловскому. В то же время сооружение магистрали — это страшное обвинение русскому царизму в безжалостной эксплуатации рабочих, за нятых на строительстве, в бессовестном при І73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2