Сибирские огни, 1982, № 6
же спрашивает себя уже не как художника, как гражданина: «Допустим, даже сумеет он в некой, вполне реалистической манере и вполне осмысленной композиции раскрыть «движение». А для чего? И для кого? Смот ри любой и умиляйся. Или презрительно скашивай глаза. Или останавливайся в не доумении. Нет содержания, одно лишь мас терство. И что вообще за зрелище — дви жение?» Впрочем, вся жизнь Путинцева —выбор, альтернатива, порой жестокая, беспощад ная, когда ради каких-то высших целей при ходится поступаться любовью близких и до рогих тебе людей. Есть в романе «Свинцовый монумент» еще одно' подводное течение, еще один, с каждой страницей все отчетливей просту пающий план. Когда-то отец Андрея и Мирона расска зал юным сыновьям историю, похожую на легенду, о своих хождениях с геологами по Ерманчетской тайге. Экспедиция нашла бо гатейшие выходы свинцовых руд, но на об ратном пути почти все ее участники погиб ли, а образцы руд пропали. Только где-то среди вековой тайги на старом пне осталась стоять отлитая поисковиками фигура чело века. Так и стала она своего рода памятни ком, монументом погибшим. История эта потрясла братьев и для каж дого из них впоследствии имела свое про должение. Мирон после размолвки с люби мой уезжает с топографами в Ерманчетскую тайгу и там погибает. Андрея эти места с тех пор еще больнее притягивают: здесь по коится тело брата, здесь скрыта теперь уже семейная тайна. Зачем художнику Путинцеву нужна была тайна «свинцового монумента»? Каждое ле то он уходил в тайгу один, без четкого маршрута и конкретных задач похода. Вы лазки эти несметно обогащали Путинцева как художника: бродя по тайге, он как бы все ближе подходил к вечной «тайне дви жения» природы. А полулегендарный свин цовый человек был для Путинцева, вероят нее всего, той самой «вершиной» в его «квадратуре круга», к которой он так неис тово стремился в своем творчестве. И, ко нечно, не утилитарный поиск полезных иско паемых побуждал его пускаться в столь рискованные предприятия, а скорее надеж да на озарение, которое высветило бы и смысл жизни, и смысл искусства. И оно в конце концов приходит, приходит в момент для героя романа драматиче ский — свершается его последний выбор: впервые в жизни личное в его жизни пере вешивает общечеловеческое. Андрей Путинцев бросается на поиски за блудившейся в тайге любимой женщины (на сей раз в тайгу он отправился не один) и вдруг, остановившись перевести дух, на питься у ручья, уже «не мог отвести от него взгляда — взгляда художника. Ему пред ставилось, как в этот веселый бег воды мед ленно опускается одинокий березовый лист и... несется куда-то в неведомые дали. А солнце провожает его тоже как бы дви жущимся попутным лучом. ...Вот она, его «квадратура круга». Вот соединение движе ния и неподвижности... В движении нахо дится вся природа». И весь человек, во всех своих проявлениях. Невозможно оградить ся от чего-либо одного, не задев, не сделав ущерба другому. Когда-то, на заре своей 122 юности, Андрей Путинцев, разочаровавшись в любви, безжалостно отсек от себя это чувство. И вот теперь, на исходе жизненно го круга, он начинает понимать, как много отнял у себя, избрав столь несправедливую линию судьбы. Может, потому-то и не смог ла душа его, наглухо отгороженная от люб ви, постичь «тайны движения», ибо движе ние жизни немыслимо без любви. Смертью в самый свой счастливый миг за ставляет платить писатель художника Пу тинцева за прозрение. Трагический финал романа заставляет нас еще раз задуматься над тем, какой ти танической работы души, каких нравствен ных мук требует от человека подлинное ис кусство! АЛЕКСЕЙ ГОРШЕНИН Софрон Тотыш. Сын тайги. Рассказы. Ли- тературная обработка Л. Глебовой. Кеме ровское кн. изд-во, 1980. Призывы любить и беречь природу раз даются сейчас повсюду и повсеместно, ими полны буквально все средства массовой ин формации. Но, положа руку на сердце, вся кий ли из нас, особенно из горожан, хорошо представляет себе все сложности и тонко сти наших взаимоотношений с природой? Всякий ли способен дать исчерпывающий ответ, почему на смену некогда модной ди рективе «мы не должны ждать милости от природы» пришел совсем другой лозунг, на оборот, взывающий к милосердию по отно шению к матушке-природе? Да, конечно, благодаря научно-просветительной пропа ганде мы знаем, что есть некое биологиче ское равновесие, что в природе все целесо образно. Мы можем даже блеснуть эруди цией на этот счет, потолковать на ту или иную экологическую тему. Но вот встре тишь хорошую, умную книжку, полную не посредственных наблюдений над животным и растительным миром, и невольно убежда ешься, что абстрактные представления о природе могут вызвать только абстрактную любовь и абстрактное сочувствие к ней, что только живое прикосновение к ее тайнам способно пробудить искреннее человеческое участие к нашим братьям меньшим, вообще ко всему, что растет, цветет, летает и полза ет. Именно такую возможность и дает нам шорский писатель Софрон Тотыш. Его но вая книга —это еще одно увлекательнейшее путешествие по необозримым просторам си бирской тайги, которая по-прежнему, таит в себе столько еще не изведанного, непознан ного. По форме своей книга «Сын тайги» — это сборник новелл, объединенных общими героями. Живет на далекой пасеке дедушка Постан, умный, добрейший и честнейший старый охотник, которого так и хочется назвать шорским Дерсу Узала, и наведыва ется к нему, как только выберется свобод ное время, его внук Анчол. Дед и внук хо дят по тайге, охотятся, собирают ягоды и лекарственные растения. И, показывая эти нехитрые занятия двоих героев, писатель открывает нам целый мир, где все привыч но и в то же время необычно, где любой звук и шорох может обернуться неожиданным сюрпризом... Однажды летом, сидя с удочкой на бере гу лесного озера, Анчол услышал из таль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2