Сибирские огни, 1982, № 6

альных особенностей, отличающих одну местность от другой, одно село от другого, один город от другого и ваш собственный дом от соседних,—вся страна превращает­ ся в пустыню, скучную, неинтересную, а лю­ ди в ней — в людей, лишенных любви К род­ ным местам». Но опасность этой болезни стократ воз­ растает, когда мы понимаем, что при отсут­ ствии своего, индивидуального, родного, в душу может проникнуть чужое и чуждое. Дело не в том, что, скажем, на наших эк­ ранах идут широкоформатные «Клеопатры» и «Викинги» (мировую историю, конечно же, необходимо знать), а в том, что нельзя забывать родной истории. Не странно ли, что мы обращаемся то ко «Всаднику без головы», то к Шерлоку Холмсу, тогда как до сих пор у нас не поставлены фильмы ни по «Слову о полку Игореве», ни по «За- донщине»? Исцелению от этой болезни, как пишет Д. С. Лихачев, препятствует то, что «суще­ ствуют совершенно неправильные представ­ ления о том, что, подчеркивая национальные особенности, пытаясь определить националь­ ный характер, мы способствуем разъедине­ нию народов, потакаем шовинистическим инстинктам». Выступая против таких пред­ ставлений, он, знаток опыта русского наро­ да с древнейших времен существования Ру­ си, говорит; «Восхвалением самих себя по- настоящему русские никогда не «хворали». Напротив, русские очень часто, а особенно в XIX и начале XX в., были склонны к само- уничиженйю — преувеличивали отсталость своей культуры». Как главная мысль «Заметок о русском» звучат приводимые Д. С. Лихачевым слова Достоевского из статьи «Два лагеря теоре­ тиков»: «...Узкая национальность не в духе русском. Народ наш с беспощадной силой выставляет на вид свои недостатки и перед целым светом готов толковать о своих яз­ вах, беспощадно бичевать самого себя; ино­ гда даже он несправедлив к самому себе,— во имя негодующей любви к правде, исти­ не... С какой, например, силой эта способ­ ность осуждения, самобичевания прояви­ лась в Гоголе, Щедрине и всей этой отри­ цательной литературе, которая гораздо живучее, жизненней, чем положительная литература времен очаковских и покорений Крыма. И неужели это сознание человеком болез­ ни не есть уже залог его выздоровления, его способности оправиться от болезни... Сила самоосуждения прежде всего — сила: она указывает на то, что в обществе есть еще силы. В осуждении зла непременно кро­ ется любовь к добру; негодование на об­ щественные язвы, болезни —предпблагает страстную тоску о здоровье». Со времени, когда жил и работал Досто­ евский,— пишет Д. С. Лихачев,— утекло не­ мало воды — не той воды, что живит и рас­ тит, а той «мертвой воды», которая часто являет собой форму пустословия и не дает дышать мысли. Однако эта мертвая вода не коснулась многих мыслей Достоевского. Они остались в высшей степени современ­ ны. Д. С. Лихачев подчеркивает, что индиви­ дуальные особенности не только соединяют нас с нашим прошлым, не только защищают нас от проникновения чуждых влияний, но и сближают нас с другими народами, застав­ ляют нас любить народ, к которому мы да­ же не принадлежим, но с которым нас столкнула судьба. Заботой о здоровье и благополучии рус­ ского народа, о здоровье и благополучии всех народов проникнут призыв ученого: «Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое село, свою семью. Если в семье все благополучно, то и в бы­ ту к такой семье тянутся другие семьи — навещают, участвуют в семейных праздни­ ках. Благополучные семьи живут социаль­ но, гостеприимно, радушно, живут вместе. Это сильные семьи, крепкие- семьи. Так и в жизни народов. Народы, в кото­ рых патриотизм не подменяется националь­ ным «приобретательством», жадностью и че­ ловеконенавистничеством национализма, жи­ вут в дружбе и мире со всеми народами». ♦

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2