Сибирские огни, 1982, № 6
альных особенностей, отличающих одну местность от другой, одно село от другого, один город от другого и ваш собственный дом от соседних,—вся страна превращает ся в пустыню, скучную, неинтересную, а лю ди в ней — в людей, лишенных любви К род ным местам». Но опасность этой болезни стократ воз растает, когда мы понимаем, что при отсут ствии своего, индивидуального, родного, в душу может проникнуть чужое и чуждое. Дело не в том, что, скажем, на наших эк ранах идут широкоформатные «Клеопатры» и «Викинги» (мировую историю, конечно же, необходимо знать), а в том, что нельзя забывать родной истории. Не странно ли, что мы обращаемся то ко «Всаднику без головы», то к Шерлоку Холмсу, тогда как до сих пор у нас не поставлены фильмы ни по «Слову о полку Игореве», ни по «За- донщине»? Исцелению от этой болезни, как пишет Д. С. Лихачев, препятствует то, что «суще ствуют совершенно неправильные представ ления о том, что, подчеркивая национальные особенности, пытаясь определить националь ный характер, мы способствуем разъедине нию народов, потакаем шовинистическим инстинктам». Выступая против таких пред ставлений, он, знаток опыта русского наро да с древнейших времен существования Ру си, говорит; «Восхвалением самих себя по- настоящему русские никогда не «хворали». Напротив, русские очень часто, а особенно в XIX и начале XX в., были склонны к само- уничиженйю — преувеличивали отсталость своей культуры». Как главная мысль «Заметок о русском» звучат приводимые Д. С. Лихачевым слова Достоевского из статьи «Два лагеря теоре тиков»: «...Узкая национальность не в духе русском. Народ наш с беспощадной силой выставляет на вид свои недостатки и перед целым светом готов толковать о своих яз вах, беспощадно бичевать самого себя; ино гда даже он несправедлив к самому себе,— во имя негодующей любви к правде, исти не... С какой, например, силой эта способ ность осуждения, самобичевания прояви лась в Гоголе, Щедрине и всей этой отри цательной литературе, которая гораздо живучее, жизненней, чем положительная литература времен очаковских и покорений Крыма. И неужели это сознание человеком болез ни не есть уже залог его выздоровления, его способности оправиться от болезни... Сила самоосуждения прежде всего — сила: она указывает на то, что в обществе есть еще силы. В осуждении зла непременно кро ется любовь к добру; негодование на об щественные язвы, болезни —предпблагает страстную тоску о здоровье». Со времени, когда жил и работал Досто евский,— пишет Д. С. Лихачев,— утекло не мало воды — не той воды, что живит и рас тит, а той «мертвой воды», которая часто являет собой форму пустословия и не дает дышать мысли. Однако эта мертвая вода не коснулась многих мыслей Достоевского. Они остались в высшей степени современ ны. Д. С. Лихачев подчеркивает, что индиви дуальные особенности не только соединяют нас с нашим прошлым, не только защищают нас от проникновения чуждых влияний, но и сближают нас с другими народами, застав ляют нас любить народ, к которому мы да же не принадлежим, но с которым нас столкнула судьба. Заботой о здоровье и благополучии рус ского народа, о здоровье и благополучии всех народов проникнут призыв ученого: «Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое село, свою семью. Если в семье все благополучно, то и в бы ту к такой семье тянутся другие семьи — навещают, участвуют в семейных праздни ках. Благополучные семьи живут социаль но, гостеприимно, радушно, живут вместе. Это сильные семьи, крепкие- семьи. Так и в жизни народов. Народы, в кото рых патриотизм не подменяется националь ным «приобретательством», жадностью и че ловеконенавистничеством национализма, жи вут в дружбе и мире со всеми народами». ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2