Сибирские огни, 1982, № 6
Воплощением этого русского идеала яви лось создание нашего государства как госу дарства многонационального. Недаром в на шем гимне подчеркивается: С ою з н е р у ш и м ы й р е с п у б л и к сво б о д н ы х С п л о ти л а н а в е к и в е л и к а я Р у сь... Д. С. Лихачев рассказывает о корнях, об истоках, о природе наших национальных идеалов. Однако, читая его заметки — и в этом, на мой взгляд, их основное достоинст во,—постоянно думаешь о современности. Собственно, раскрываются не сами по себе черты русского в характере народа и в ха рактере природы, а показывается движение русского национального идеала во времени. Мы видим, как все лучшее в русском народе становится чертами новой человеческой общности — советского народа. Возьмем, на пример, эпопею освоения целинных и за лежных земель. Это был подвиг всего со ветского народа, потому что в его сверше нии наряду с русскими участвовали пред ставители всех народов и народностей нашей страны. Подвиг —и разворачиваю щийся на наших глазах новый этап куль турного и экономического освоения Сибири. Не случайно Александр Твардовский, выра жая наш идеал движения во времени и в пространстве, дал своей поэме название «За далью —даль». Движение русского человека, его подвиг, производимое им действие в осваиваемых об ластях родного пространства —это отноше ния с природой. Отношения человека и при роды —отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», обще- жительна, обладает своими «правилами по ведения». И их встреча строится на своеоб разных нравственных основаниях. Какими же были нравственные основания, сформировавшие лик русской природы и ха рактер русского человека? «Русский крестьянин,— пишет Д. С. Ли хачев,— своим многовековым трудом созда вал красоту русской природы. Он пахал землю и тем задавал ей определенные га бариты. Он клал меру своей пашне, проходя по ней с плугом. Рубежи в русской природе соразмерны труду человека и лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а по том снова вперед... Русский пейзаж в основ ном создавался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчавшего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно создавал в ней человек». Кроткая, без высоких гор, но и не бес сильно плоская, с сетью рек, готовых быть «путями сообщения», и с небом, не засло ненным густыми лесами, с покатыми холма ми и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами, природа Рус ской равнины воспитывала в русском чело веке душевную широту и открытость, стрем ление сделать добро другим, отзывчивость, сердечное расположение к людям,—одним словом, то, что зовется добротой. Доброта — главное в русском человеке. Эту мысль Д. С. Лихачев подчеркивает не однократно, полемизируя с чрезвычайно распространившимся и у нас и на Западе представлением о русском национальном ха рактере как о характере крайности и бес компромиссности, «загадочном», во всем доходящем до пределов возможного и не возможного и, в сущности, недобром. О по- - лемической направленности заметок говорят сами их заглавия: «Природа, родник, роди на, просто доброта», «Природа и доброта», «Еще о доброте». Касаясь отношений русского человека с природой, Д. С. Лихачев отмечает соразмер ность рубежей в русской природе труду че ловека и соответствие вносимых им измене ний в природу всему его быту: «И с какой тщательностью гладил человек холмы, спус ки и подъемы! Здесь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий, линий, иду щих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. Пахарь укладывал борозду к борозде — как причесывал, как укладывал волосок к волоску. Так лежат в избе бревно к брев ну...». Нет, картина, нарисованная Д. С. Лихаче вым, отнюдь не идиллия. И отнюдь не но стальгия по патриархальным устоям двига ла пером автора (кстати, в этом отношении заметки Д. С. Лихачева коренным образом отличаются от иных русофильских эссе). Ныне, когда существовавшее веками равно весие между человеком и природой наруши лось, когда мы, по существу, не знаем, что делать, чтобы ликвидировать губительные последствия совсем еще недавно развора чивавшейся кампании «борьбы, с природой», «великого преобразования природы»,— опыт предков становится не только особенно цен ным, но и просто незаменимым. Сама диа лектика жизни вынуждает нас обращаться к этому опыту, к его нравственным основа ниям. Не борьба с природой (каким недобрым и каким нерусским надо было быть, чтобы придумать такое!), а - бережное, любовное отношение к ней, как к родному существу, к матери (подумать только — борьба с соб ственной матерью!) должно лежать в осно ваниях нашего с нею договора. Борьба с природой —это уничтожение самих себя, беспощадное истребление всего своего, на ционального, родного, кровного, русского, ибо у родины и у природы, по нашим рус ским понятиям, один корень. Родина — не какое-то беспредельно-растяжимое понятие. Она прежде всего— земля, почва. И если мы уродуем землю, захламляем и замусори ваем ее, оставляем неубранными или гноим плоды ее, застраиваем землю серыми па нельными коробками,— то это говорит об утрате нами чувства родства с прошлым, о вытравливании из нашей памяти знаний о том, кто мы и откуда мы есть. «Мы не зна ем о себе самых простых вещей. И не дума ем об этих простых вещах»,— пишет Д. С. Лихачев. Горькие слова. Суровые. Надо иметь ог ромное мужество и огромный авторитет уче ного, чтобы произнести их. Обеспокоенность ученого этим нашим не знанием самых простых вещей о себе по нятна. Не знать о себе самых простых ве щей —значит лишиться истории своего на рода, национального характера, националь ной индивидуальности —то есть всего того, без чего мир становится рационально одно образным, тусклым и серым. Это серьезная, опасная болезнь. Д. С. Лихачев приводит следующее сравнение: «Если нет индивиду 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2