Сибирские огни, 1982, № 6
прежнего мужа?» — спрашивает Франсуаза. «Да нет, это просто такое, выражение, Фе досова хочет сказать, что у ее второго му жа тоже был отец». Франсуаза еще больше удивляется: «Но разве не у каждого чело века есть или был отец?» «Да, это так, но когда хочешь вспомнить о человеке с лас кою, то мысль невольно кружится вокруг того, что у него были родные — может быть, дети, может быть, братья и сестры, жена, родители... Это очень русская черта. И при ветливость у нас часто выражается в таких словах: родненький, родименький, сынок, ба бушка...» «И дальше,— говорит автор,—мы стали вспоминать, сколько в русском языке слов с корнем «род»: родной, родник, родинка, народ, природа, родина... Слова эти как бы сами слагаются вместе — родники родимой природы, прирожденность родникам родной природы. Исповедь земле. Земля — это главное в природе. Земля рождающая. Зем ля урожая. И слово «цвет» —от цветов! Цвета цветов! Рублевское сочетание —ва сильки среди спелой ржи. А может быть, голубое небо над полем спелой ржи? Все-таки васильки — сорняк, и сорняк слишком яркий, густо-синий, не такой, как в рублевской «Троице». Крестьянин не признает васильки своими, и рублевский свет не синий, а ско рее небесно-голубой. И у неба сияюще си ний цвет, цвет неба, под которым зреют ко лосистые поля ржи (в этом слове тоже корень, связанный с ростом, урожаем, рож дением: рожь —это то, что рожает земля)». Рось и рожь. Названия земли и хлеба, на рода и урожая. Общность словесного корня свидетельствует о том, что русский человек всегда сознавал свое кровное родство с при родой. Он был таким же порождением зем ли, как и хлебный колос, как и все, что рождалось и возрастало на ней. Выражая свою любовь к природе, он боготворил не бо и землю. Не случайно изначальными его божествами были Род и Рожаницы —земля как мир, отечество, и земля как вселенная, природа, мать-родина. Природа в заметках Д. С. Лихачева зани мает одно из центральных мест, ибо русская природа и природа русского нерасторжимы. Характер народа формируется природой, от ношениями человека с землей. «Мы часто забываем в последнее время о географиче ском факторе в человеческой истории,—пи шет Д. С. Лихачев.— Но он существует, и никто никогда его не отрицал». Главной чертой русской природы Д. С. Ли хачев называет широкое открытое прост ранство, простор. Русский идеал простора — чистое поле. Былинные и сказочные богаты ри выезжают для совершения подвигов не пременно в «раздольице чисто поле». Туда же направляет своего «борзого комоня» ге- рЬй бессмертного «Слова о полку Игореве»: «Тогда вступи Игорь князь въ златъ стре менъ и поеха по чистому полю». Чистое поле не значит ровное, гладкое. Это не обязательно степь. В чистом поле встречаются реки глубокие и горы высокие, леса дремучие и пески сыпучие. Чистое по ле —это поле незнаемое, неезженое и нехо женое. Оно чистое —словно лист бумаги, на который' еще не легли строки текста. Это поле предстоящей деятельности, поприще, еще не изведанные, не освоенные области земли и духа, географического и историче ского пространства. 168 Широта и открытость русской природы, раздолье, воля вольная, большие простран ства, по которым можно идти и идти,— всегда влекли русского человека к движе нию. Русский идеал движения в пространст ве-времени, в географической и исторической плоскостях — подвиг. Говоря об этом на циональном идеале, Д. С. Лихачев приводит слова Николая Рериха: «Героизм, возве щаемый трубными звуками, не в состоянии передать бессмертную, всезавершающую мысль, вложенную в русское слово «подвиг». Героический поступок —это не совсем то, доблесть —- его не исчерпывает, самоотрече ние — опять-таки не то, усовершенствова ние — не достигает цели, достижение — име ет совсем другое значение, потому что под разумевает некое завершение, между тем как подвиг безграничен». В корне слова «подвиг»,— пишет Д. С. Лихачев,—как бы «застряло» движение: «по-двиг», то есть то, что сделано движением, побуждено желани ем сдвинуть с места что-то неподвижное. О национальном характере этих идеалов свидетельствует и тот факт, что ни в одном иностранном языке не содержится слов, ко торые хотя бы приблизительно выражали тождественные понятия. Зная русские национальные идеалы дви жения и простора, не трудно понять, поче му русские никогда не стремились на За пад. Русских влекло «чистое поле» —Север, Сибирь. Не в русском характере было при своение чужих земель. Русские шли не при сваивать, а осваивать новые земли, потому что Север и Сибирь являлись естественным продолжением русской земли и русской природы. Движение русских в Сибирь не имело ничего общего с колонизацией. Пред ки наши осваивали Сибирь не для того, что бы выкачать из нее все, а затем бросить эту землю. Их целью было пробудить новую землю к жизни, сделать ее обжитой, осво енной. Движение в Сибирь —это историче ский подвиг русского народа. И еще один принципиально важный иде а л -м и р . Мир —это вселенная, белый свет, люди. Вместе с тем мир — это отсутствие войны, враждебности. Война несовместима с русским понятием о мире как о вселенной. Мир —дружба, общежительность, лад, со гласие, добрососедство, любовь, уважение традиций других народов, забота о других народах. Характерная деталь, приводимая автором «Заметок»: «Лет пятнадцать назад, еще до образования Общества охраны памятников культуры и истории, я встретился с тремя молодыми людьми, которые, как и я, были обеспокоены тем небрежением, в котором находились, особенно тогда, памятники куль туры. Вместе мы перечисляли, что мы теря ем и что можем еще потерять. Я стал гово рить о том, что мы недостаточно заботимся о памятниках малых народов... И вдруг мо лодые люди насупились: «Нет, мы будем заботиться только о русских памятниках»,— «Почему?» — «Мы русские».—«Но разве не долг России помогать тем народам, которые волею истории связали свою судьбу с судь бой России?». Истинный патриотизм в том, говорит Д. С. Лихачев, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Сколько мы, рус ские, получили культурных ценностей от других народов именно потому, что сами давали им много!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2