Сибирские огни, 1982, № 6
ле, который в дни запоев ходил по городу со своей «верной спутницей». «Это полая внутри трость (емкость жидкости — пять сот граммов) с навинчивающимся в качест ве пробки кубком-рогом». К чему эти под робности из закулисной жизни писательской братии? Ведь речь в повести совсем не о том. Речь здесь идет в первую очередь о величии и красоте нравственного подвига, и рассказ о таком подвиге вряд ли требует сатирических приправ — даже ради созда ния некоего контраста... Правда, В. Сапож ников и сам, кажется, это прекрасно пони мает, во всяком случае в дальнейшем сатирические нотки совершенно исчезают, и все повествование о Лизе Голощаповой, о ее загадочной судьбе разворачивается в ро мантическом ключе. И здесь надо фазу- воздать автору долж ное. Удивительное дело: хотя Терехову так и не удалось ничего узнать ни о дальнейшей судьбе Лизы, ни о ее возлюбленном, де вушка эта зримо предстала перед нами во всей пленительности, со всеми своими поры вами и мечтаниями, во всем величии боль шой прекрасной души. Здесь В. Сапожников сумел добиться подлинного художественно го эффекта; по крупицам, по обрывкам вос поминаний немногих очевидцев ему удалось воссоздать облик героини и заставить нас домыслить всю дальнейшую ее судьбу. Однако В. Сапожникову, по всей вероят ности, этого еще мало. Его цель — не просто рассказать читателю красивую легенду, не только утвердить мысль о безмерности люб ви человеческой, способной и сокрушить все и вся и выстоять в любых испытаниях. Писатель соотносит историю Лизы Голоща повой с днем нынешним, накладывает этот легендарный «пласт» на нашу современ ность — и именно здесь, в этой смелой «сты ковке» и обнаруживается вся глубина ав торского замысла. Именно здесь и проявляется в прозе В. Сапожникова поли- ({ЮНИЗМ. Я намеренно заострил внимание на вопро се: а не кажутся ли отдельные главы, как, например, подробное описание хлопот героя по поводу лицензии, затянутыми, необяза тельными? Оказывается, нет. Потому что уже здесь, в первых главах, рисующих хождения Терехова по различным инстан циям, В. Сапожников придает всему повест вованию полифоническое звучание. Терехову позарез нужна лицензия, разрешение поохо титься весной. И этб не прихоть. Ему, ху дожнику честному, привыкшему писать о том, что сам видел, к чему прикасался сам, обязательно нужно побродить в тех местах, где некогда произошла встреча Лизы и Анд ре. «Все нужно было увидеть собственными глазами: утро в степи, скорые стаи диких уток, дохнуть синим апрельским ветром, услышать ярое тетеревиное токование»... «...— Вы, конечно, верите мне, что в степь я стремлюсь не за тем, чтобы полакомиться дичинкой,— говорит Терехов председателю охотОбщества.— В настоящее время это мое писательское рабочее место. Точно так же, как завод для рабочего. Рабочий, чтобы делать свое дело, приходит в цех, служа щий в контору, а мне надо в степь». Да, конечно, писатель имеет право рабо тать именно в тех условиях, которые необ ходимы для воплощения его творческих за мыслов, имеет полное право изучить те места, где происходит действие его произве дения. Однако помимо этих профессиональ ных прав у писателя есть и гражданские обязанности. Именно о гражданском долге и напоминает Терехову его собрат по перу, зампредседателя писателыекой организации Василий Васильевич: «Долг человеческий —- беречь все живое, а убить птицу — значит убить песню. Подписывать ходатайство, проект которого вы мне представили,— зна чит сделаться вашим соучастником, сообщ ником. На это я пойти не могу...» Аргумент тоже весомый, ибо весенняя охота строго- настрого запрещена, и почему должны быть какие-то здесь исключения, пусть даже и продиктованные высокими творческими соображениями... Ситуация, словом, не про стая, и мы, читатели, тоже пока что не мо жем определить своего отношения к возник шему здесь разногласию. Нам остается лишь довериться самому автору, подождать, что же будет в итоге. А итог оказывается весь ма неожиданным. Терехов хоть и совершает «вылазку» — на свой страх и риск без ли цензии,— но поездка оказывается по сути безрезультатной. Герой с прискорбием уз нает, что уже нет в живых единственного свидетеля той истории, единственного, кто знал Лизу и ее возлюбленного;— бывшего жокея Никанора Христофоровича; исчезает, таким образом, последняя возможность до быть какие-то новые сведения, прояснить некоторые детали. Единственное, что приво зит Терехов из своей «творческой команди ровки»,— убитый косач, который, однако, долго потом лежит в холодильнике. «До машние дичину не любили, а у самого Те рехова ощипывать, палить, жарить птицу, которую он видел столь прекрасной, руки не налегали». Вот ведь как — убить «кра савца Петю» рука поднялась, а ощипать совесть не позволяет. В конце концов Тере хов отдает косача «принципиальному» Ва силию Васильевичу, который с удовольстви ем принимает дар, обещая «исполнить» дичину по всем правилам кулинарного ис кусства. Трудно сказать, какого именно эф фекта хотел добиться В. Сапожников, на чьей стороне его авторские симпатии; у пас же симпатий в данном случае не вызывает ни «одержимый» Терехов, ни перестраховщик Василий Васильевич. Остается открытым и вопрос: а обязательно ли должен писатель испытывать, переживать то, о чем он пишет? Кто-то из классиков замечал: для того что бы описать муки родов, нет необходимости самому рожать. Эта мысль косвенно под тверждается и в повести «Без лицензии». Терехов сдвинул свое произведение с мертвой точки лишь тогда, когда убедился, что теперь он может полагаться только на собственную фантазию й интуицию. И «ра бота пошла, и временами рождалось ощу щение того сладостного самообмана, когда кажется, что книга пишется сама собой, что она растет, как живое дерево...» Так стоило ли, спрашивается, бегать, выпрашивать ли цензию, убивать несчастного косача, если в итоге все решил «сладостный обман», фан тазия, чутье художника? В. Сапожников не дает готовых ответов на эти вопросы, он как бы предлагает поискать ответы на полях его повести, подумать, поразмышлять... Непростые вопросы возникают и при чте 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2