Сибирские огни, 1982, № 6
невной жизни это солидный руководитель, всеми уважаемый человек. «Не обижает подчиненных, любит детей (подшефной школе оборудовал кабинеты), с соседями в ладах, а вот на охоте...» А на охоте, «на природе», будто кто подменяет Гри гория Гавриловича —здесь он «стрелок», одержимый лишь одним желанием т- убить, и как можно больше. Если после его вы стрела утке удается все же скрыться в ку стах, Шайдуров чуть не лопается от зло сти, костерит всех и вся. «...Это охота? По зор и стыд!- Мрак, а не охота,—возмуща ется он после очередной неудачи.— Семь штук убил, одну — мразь вот эту — на шел.—Он даже пнул несчастную свою жертву.—У меня нервы железные? Не обидно?» Смешон, конечно, Григорий Гаврилович в своем «праведном» гневе. Но если вду маться, смешного здесь мало. Скорее, это страшно. Страшно, что от такого «обще ния» с природой в человеке пробуждается не лучшее, а, наоборот, худшее, что-то дикое, подсознательное, идущее от тех далеких пещерных времен, когда предки наши ходили в шкурах. Но ведь тогда, за мечает автор, «человек сам был полузве- рем и охота была единственным средством его существования. Те времена, слава бо гу, миновали, человек давно живет не охотой, а трудом, зачем же это возвра щение в дикари?» И В. Сапожников, не боясь обвинений в сентиментализме и фа рисействе, призывает вообще запретить лю бительскую охоту. По его мнению, «раз решение выезжать осенью в степь, на озе ра и болота армиям охотников-любителей, обеспеченных современным транспортом и неограниченным количеством зарядов,— это практически разрешение массового, почти поголовного истребления дикой жиз ни. Если мы не хотим этого истребления,— а оно неразумно, негуманно, бесхозяйст венно, наконец,—то любительскую охоту в теперешних масштабах и формах надо категорически запретить». И далее писа тель пытается обосновать свою точку зрения вескими доводами. «Нельзя забывать,— говорит он,—что коренным образом изменилось численное соотношение между человеком и высоко организованной фауной. Нас, людей, стало много, а птицы и зверя —мало. Все жизненное пространство занято чело веком или контролируется им: всюду на ши города, аэродромы, дороги, пашни, заводы, огороды и дачи, наши кладбища и стадионы. Крупные дикие звери и птицы живут на остатках жизненного простран ства, занятого человеком, на бросовых почвах его, на обочинах цивилизации (за поведники считать нечего —они капли в море). Заповедными, т. е. запретными в любое время года для стрельбы по жи вому, надо сделать все леса и степи, все озера и болота, тайгу и тундру и от дать их птицам и зверям. И это будет справедливо, если мы действительно вступи ли в век высшей разумной цивилизации. Этот страстный призыв писателя — отве тить на тотальное истребление животных тотальным запрещением всех видов люби тельской охоты — оказался услышанным многими. В редакцию журнала «Сибирские огни», где была опубликована «Повесть о 164 последней охоте», посыпались письма бук вально со сех концов страны. Писем оказа лось так много, и высказывались в них столь противоположные точки зрения, что В. Сапожникову пришлось написать своеобраз ное послесловие к своей повести — публи цистический очерк под названием «Любовь деятельная», где писатель дал обстоятель ные ответы на поступившие отклики '. Повесть «Без лицензии», написанная в промежутке между «Дорогой на Коён» и «Повестью о последней охоте», стоит как бы особняком в творчестве В. Сапожникова. В какой-то степени появление этого произ ведения можно считать неожиданным, пото му что писатель обращается здесь к далеко му прошлому, к событиям, которые он никак не мог наблюдать лично (а В. Сапожников, как уже было замечено, пишет главным образом о том, что видел и пережил сам). Но с другой стороны, это тоже в характере В. Сапожникова — дерзать, проверять себя на материале самом разнообразном, самом необычном. Повесть «Без лицензии», действительно, во многом необычна для В. Сапожникова. Необычна, прежде всего, самой сюжетной предпосылкой, положенной в ее основу. Герой повести писатель Терехов во время охоты случайно узнает романтическую исто рию дочери сибирского купца-промышлен- ника Лизы Голощаповой, спасшей от смерти беглого политкаторжанина и ставшей впо следствии его женой. История эта настолько захватила Терехова, что он задумывает написать повесть о судьбе Лизы и ее воз любленного. Однако кто же такой был этот человек, сумевший не только пробудить любовь в сердце гордой девушки, но и сделать ее, дочь сибирского «миллионщика», своей единомышленницей? Кто из революци- онеров-каторжан скрывался под именем Андре (так на французский манер Лиза называла своего возлюбленного)?.. Терехов решает установить личность беглеца, роется в архивах, делает запросы, наконец, едет в те места, где когда-то находилось имение Голощаповых. Композиция повести поначалу вызывает, правда, некоторое недоумение. К чему, на пример, понадобилось автору подробно опи сывать все эти пустые хлопоты, связанные с добыванием лицензии? Зачем надо было посвящать целую пространную главу встре че Терехова со старым подпольщиком, ока завшимся вовсе не тем человеком, кого ис кал герой-писатель? Наконец, была ли необ ходимость увенчивать повесть сценой охоты, занявшей опять же целую главу? Ведь весь смысл повести в той тайне, которую пыта ется раскрыть Терехов. Не проще, не разум нее ли было воспроизвести эту историю, так сказать, в чистом- виде, восполняя некоторые отсутствующие подробности домыслом (бла го, простор для фантазии здесь был воисти ну безграничен)?.. Что ж, если подходить к повести «Без лицензии» со строгими крити ческими мерками, то в ней действительно можно обнаружить и длинноты, и излишест ва в ряде описаний, и необязательные эпи зоды. Вряд ли необходимым был, например, рассказ о романисте Аврорине, «хорошем, но незаслуженно обойденном славой» писате-1 1 См. «Сибирские огни», 1978, № 9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2