Сибирские огни, 1982, № 6
не кинуться кому-то на помощь, хотя бы словом сочувствия, совета». Целую главу посвящает В. Сапожников другому необык новенному человеку — художнику Констан тину Черных. Он тоже рано ушел из жизни. И свела его в могилу... неразделенная лю бовь. «Не смешно ли? — восклицает ав тор,— умереть от несчастной Любви, не тривиально ли?.. В наше-то время умирать из-за любви к какой-то бабенке, когда их, женщин, намного больше, чем мужчин!» Нет, оказывается, вовсе не смешно и не три виально, йотому что это была необыкновен ная, романтическая любовь, благодаря ко* торой КосТя ежедневно открывал В жизни что-то чудесное и воіілощал это чудесное в своих талантливых картинах. Но самое главное, своей «любовью-поклонением» Кос тя доказал, что «душа мертва без любви, она умирает без поклонений прекрасному. Без любви к природе* детям, лесному цветку, дождю. К величию добра. К жен щине...» Человек, а стало быть, и все человечество, сможет существовать лишь постольку, По скольку способно будет проявлять любовь ко всему живому. И не случайно «Дорога на Коён» заканчивается маленьким гимном во славу любящего человека. Ибо только любящий человек и является истинным твор цом, созидателем и хранителем. Сапожников как писатель-реалист, вооб ще как всякий трезво мыслящий и много повидавший на своем веку человек, пре красно знает —одними гуманными призы вами, одними взываниями к совести приро ду не спасешь. В настоящее время быть хранителем и защитником матушки-при роды —значит быть борцом. И бороться надо не только со всякого рода браконь ерами, бороться надо со многими уста ревшими традициями и представлениями, вплоть до того, чтобы добиться пересмот ра и коренного изменения каких-то параг рафов в нашем законодательстве, во вся ком случае, в той части его, которая каса ется охраны природы. Но чтобы добиться этих изменении, надо, чтобы в сознании всех ныне живущих тоже произошли со ответствующие изменения, чтобы поняли люди: сохранять существующий статус кво в звене «человек — природа» не только не ра зумно, но и преступно. Таким преступле нием В. Сапожников считает любитель скую охоту, которая, несмотря на всякого рода ограничения, процветает и наносит природе непоправимый ущерб. И, собст венно, ради того, чтобы доказать, что охо та в наше время равносильна кровавому разбою, он и пишет документальную «По весть о последней охоте» —Страстное, я бы даже сказал, яростное публицистиче ское произведение, исполненное гнева и боли. «Повесть о последней охоте» в какой-то степени является продолжением разгово ра, затеянного еще в «Дороге На Коён». Только здесь уже от общих пожеланий пи сатель переходит к конкретным предложе ниям. Да и сам тон разговора совсем иной. Повесть начинается прямым, без обиня ков заявлением: «Когда-то я был страстным охотником- любителем и считал это занятие благород ной мужской доблестью. Теперь, когда слышу, что кто-то похваляется; «Я люблю охоту»,—это звучит для меня все равно что: «Я люблю убивать детей». Я стал думать так после того, как три дня провел на осенней охоте в кругу впол не порядочных Людей Из одного коллекти ва. Среди людей, которые называли себя горячими любителями природы». И далее В. Сапожников описывает эту осеннюю охоту — охоту, которая стала для него последней, после которой он пришел к столь категорическому выводу. Внешне эта охота выглядела как проф- союзНо-озДоровительное мероприятие, как вылазка На природу коллектива людей, работающих на одном предприятии. Но поскольку Данное предприятие распола гало мощной техникой, то «вылазка» ско рее напоминала марш-бросок целого мото ризованного Полка. В. Сапожников не слу чайно, описывая эту охоту, очень часто употребляет сугубо армейские термины. Ему, бывшему фронтовику, все время ка жется, будто он присутствует при военной операций, тщательно подготовленной и осу ществляемой под руководством опытных стратегов. Впрочем, так оно и есть на са мом деле. Ибо «командует парадом» от ставной Полковник, который с чисто штаб ной пунктуальностью намечает весь ход «операции», указывает, какие позиции на до занять в первую очередь, сколько стрел ков сосредоточить на том и на другом фланге, когда открыть огонь и т. д. Ко лоритна фигура этого «главнокомандую щего» — «высокий, подтянутый, иронично спокойный. Как инициатор и главный ав тор плана, предстоящую охоту он Предло жил считать не охотой, а операцией — «операция «Котел». Не зря все Охотники беспрекословно подчиняются ему —в том числе и сам Григорий Гаврилович Шайдуров, руково дитель данного предприятия. Все это выглядело бы забавной игрой, потехой, если бы не одно обстоятельство. А с кем, собственно, собираются воевать эти вооруженные до зубов бравые молод цы, против кого и во имя чего замышляет ся вся эта «тактическая операция»? Ока зывается, наши охотники набрели на озер ко, где полным-полно дичИ, и решили взять это озерко в «котел», так чтобы ни одна птица не вышла из окружения. Логика здесь простая: не перебьем мы,— ПеребьЮт другие. И Далее В. Сапожников рйсует воистину леденящую картину, по казывая, как в считанные часы было истреблено все, что способно летать, пла вать, ползать. И самое страшное в этой картине —ее обычность, повседневность. Такие крова вые разбои чинятся в период так называе мого охотничьего сезона везде и повсеме стно. (Как вспоминает автор, однажды он наблюдал точно такую же охоту вблизи знаменитого некрасовского Грешнева). И везде, и всюду дичь истребляется пого ловно, подчистую, При этом в людях про буждается какая-то ненасытная кровожад ность. Тут уж всякие напоминания о пра вилах охоты, нормах отстрела, об эле ментарной разумности просто бессильны. И главное, участвуют-то в таких разбоях люди, как правило, совсем не злые, не дегенераты какие-то, не злостные браконь еры. Взять того же Шайдурова. В повсед 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2