Сибирские огни, 1982, № 6
шая. О чем;то спрашивал Анатолий Ульяно- вич, что-то отвечал Леонид Иванович, но их голоса тонули, как капли в воде, Антонов выпрыгнул из машины и про шелся по полянке. Всюду готовыми буке тами подснежники: здесь синий, там белый. Пестрая бабочка, покружившись, полетела в глубину леса, Антонов долго следил за ней, пока она не истаяла в фиолетовом мра ке. «Рай,— подумал Антонов.—Ничего больше не хочу, ничего не желаю». Только ли картина природы перед нами? Нет, конечно. Мы в каждой фразе чувству ем душевное состояние героя, понимаем: что-то в нем изменилось, стронулось, затре петало, хотя он и сам еще не ведает, что это такое. В данном случае такое «наваждение» на ходит на молодого ученого Антонова, героя рассказа «Плачут глухари». Горожанин до мозга костей, весь углубленный в свои слож ные научные проблемы, он и не заметил, как оказался в плену у природы. И не только у природы. Здесь, в тайге, куда приехал Ан тонов с друзьями поохотиться, он познако мился с дочерью егеря Варей. У Антонова и в мыслях не было поухаживать за Варей, увлечь ее. Он, наоборот, всей душой болеет за шофера Костю, видя, что тот всерьез за интересовался девушкой. Однако судьба все перестраивает, вернее сказать, все ставит на свои места. Варя влюбляется в Антонова и первая признается ему в своем чувстве. Происходит это уже в городе, когда Анто нов вроде уже и забыл о своей вылазке на Охоту, о встрече с девушкой. Забыл? Нет, он просто плохо еще знал себя, свою душу. Это только разум его, его «рацио», озабоченное разными научными экспериментами, конфе ренциями, семинарами, отключило на время эмоциональные центры, заглушило воспоми нания о той поездке. Но душа-то все пом нила и лишь ждала случая, когда снова нахлынет это наваждение. Рассказ, как видим, довольно прост и по сюжету и по мысли своей. Он — о том, как физик превращается в лирика. Он утвержда ет ту вечную истину, что человек по-настоя щему живет, лишь когда жива его душа, когда хранит она в себе потребность в люб ви, жажду любви. Истина пусть и немудре ная, но ведь каждый доходит до нее сам, собственным сердцем, по-своему. Это всегда ново, интересно, это всегда —откровение, потому как откровение и воспринимаешь поэтичный рассказ В. Сапожникова «Пла чут глухари». Да, многие рассказы В. Сапожникова о любви по-настоящему поэтичны, исполнены глубокого смысла. К сожалению, этого не скажешь о его пер вом крупном произведении —повести «Сча стливчик Лазарев». Она —тоже о любви, о любви несчастной, драматической. Главная сюжетная предпосылка повести очень и очень напоминает (а по сути повто ряет) то, что произошло в рассказе «Летняя метель». Как там, так и здесь — налицо чет кое распределение ролей: с одной стороны — опытный совратитель, с другой — наивная, доверчивая девушка. Как там, так и здесь писатель разоблачает современного донжуа на, обрушивая свой благородный гнев на тех, для кого нет никаких моральных запре тов, кто возводит в культ чувственные удо вольствия, не гнушаясь в средствах, разла 160 гает, растлевает других. Вся разница лишь в том, что в «Летней метели» перед нами в лице Санарова действительно представало явление серьезное, достойное разоблачения. Там — незаурядная личность, человек, кото рый, обладая недюжинными способностями, умом, обаянием, растрачивал себя попусту. Там —действительно своего рода Печорин XX века, который, не щадя себя, не щадил и других, который даже в низости и подло сти своей выглядел красивым и обаятель ным,—этим он и опасен и страшен. Именно недюжинность, оригинальность, нестандарт ность характера главного героя и придали самому рассказу серьезный, глубокий смысл. Здесь же, в повести «Счастливчик Лазарев», объект разоблачения настолько мелок и нич тожен, что для выведения его «на чистую воду» не то что повести, даже рассказа, по жалуй, многовато. Вот как живописуется «совратитель» Саша Черных и его «свита»: «В дверях стояла пестро одетая компа ния молодых людей во главе С кудрявым блондином в шелковой рубашке. Четверо парней и очень красивая девушка в цвета стом брючном костюме. У одного из парней, скуластого азиата, за спиной была гитара. Молодые люди громко разговаривали, смея лись, словно зашли в молодежное кафе, а не в солидный ресторан Дома ученых. Грива стый «гидальго» с закрученными усиками толкнул в бок перетянутого широким шел ковым ремнем танцора, и они заулыбались. Рассмешила их загорелая, дынного цвета лысина молодого человека, читавшего газе ту. «Уж, не цыгане ли нагрянули, которых обещала Женька?» —подумал Сурен. Чер новолосая красавица и парни, видимо, были свитой кудрявого блондина, который стоял в дверях, бесцеремонно разглядывая публи ку за столиками. У него было по-девичьи капризное лицо, бледное, чернобровое». Тут не надо даже напрягать память, что бы вспомнить, сколько уже подобного рода «героев» было выставлено на всеобщее обо зрение, обличено, пригвождено к позорному столбу в произведениях почти всех видов искусства. Достаточно вспомнить таких, пер сонажей, как Аркадий Растворов из романа А. Андреева «Рассудите нас, люди» или Сергей Перевалов из ранней повести М. На заренко «Ветка от доброго дерева», чтобы убедиться, что В. Сапожников лишь обря дил в новые одежды фигуру, давно уже вы шедшую из моды. Не спасла В. Сапожникова и попытка придать своему повествованию в некотором роде эпическую широту. Словно почувство вав, что одной лишь истории «соблазненной и покинутой» для повести маловато, автор решил присовокупить к этой истории еще несколько побочных линий. Однако главы, рассказывающие историю сложных взаимо отношений Женькиных родителей и их дру га юности Ивана Никитина, равно как и производственные «вставки», плохо согла суются с главной сюжетной линией, кажут ся чем-то вроде «повести в повести». Да и внутри этих глав также находится место для нарочитости и заданности. IV Как видим, первая повесть В. Сапож никова не стала сколько-нибудь заметным
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2